Ю. Богородский - Нужны ли стране охотоведы?
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 2, 1987 г.
Этот вопрос в печати поднимается не впервые. И, казалось бы, после многочисленных выступлений в защиту факультета охотоведения в Кировском сельхозинституте ответ на поставленный вопрос должен быть положительным. Однако успокоенности за судьбу высшего охотоведческого образования в стране по-прежнему нет. Нет потому, что сохранение факультета в Кирове - не осознанная необходимость, продиктованная интересами охотничьего хозяйства, не исправление допущенной ошибки, а уступка - возможно, временная - со стороны директивных органов.
Три года назад ежегодный набор студентов по очной форме обучения составлял 125 человек, а с 1983 г. - 100. В 1986/87 учебном году на факультет охотоведения в Кировском СХИ приняли 50 человек, столько же на факультет в Иркутском СХИ.
Последнее решение вызывает серьезное возражение. Сохранение двух центров подготовки охотоведов высшей квалификации совершенно необходимо. В стране сложились две школы. Киров готовит охотоведов с уклоном на спортивные охотничьи хозяйства для европейской части Союза. Иркутск - специалистов для Сибири и Дальнего Востока с уклоном на промысловые охотничьи хозяйства страны. Но уменьшение набора студентов в Иркутске ничем не обосновано. Небольшой набор не стимулирует развитие научно-педагогических коллективов, что, в свою очередь, сказывается на уровне обучения и воспитания, который и так еще не соответствует насущному требованию интенсификации охотничьей отрасли.
Здесь мы подошли к вопросу о потребности страны в охотоведческих кадрах высшей квалификации. Нет сомнений, что , до тех пор, пока общество будет использовать ресурсы дикой живой природы, пока будет существовать охотничье хозяйство, нужен будет и специалист этой отрасли - охотовед. Какова же реальная потребность в таких специалистах? В журнале «Охоте и охотничье хозяйство» (№ 7, 1985) была помещена статья В. Мельникова и В. Сафонова «Биолог-охотовед: профессия необходимейшая», где убедительно показано, что ежегодная потребность страны в охотоведах составляет 300 человек. Трудно прибавить что-либо к аргументации авторов. Мы вполне разделяем точку зрения В. Мельникова и В. Сафонова на то, что набор в 100 человек занижен. Это следствие несовершенного планирования и отсутствия заботы областных и краевых охотуправлений, трестов коопзверопромхозов и обществ охотников об обеспечении хозяйств кадрами. По сто человек следовало бы набирать на каждый из факультетов.
Не секрет, что сейчас на руководящих должностях в охотничьем хозяйстве немало людей случайных, не имеющих специальной подготовки. При всем желании такие кадры не могут грамотно, на научной основе определять стратегию и тактику развития как отрасли в целом, так и отдельных хозяйств.
Если мы хотим поднять охотничье хозяйство на уровень современных требований экономического и социального развития страны, надо готовить необходимое количество специалистов - иного пути нет. Поэтому спор «нужны ли охотоведы или нет?» мы считаем просто неуместным. Нам представляется, что спорить нужно о другом - о том, каким должен быть охотовед, каковы должны быть пути развития охоты в условиях интенсификации всего народного хозяйства.
Прежде всего необходимо повышать качество подготовки студентов. Мы считаем, что теоретическое обучение у нас в целом удовлетворительно, практическое - оставляет желать лучшего. Если на содержание и качество теоретического обучения можно воздействовать путем разработки новых программ, посредством повышения научно-методического мастерства педагогов, то с практической подготовкой дело обстоит далеко не так просто. Здесь возможности научно-педагогических коллективов факультетов весьма ограничены. Без производственного предприятия в этом деле не обойтись. Но как организовать его? Конечно, можно и нужно выделять передовые охотхозяйства, куда и направлять на учебные, технологические, производственные практики студентов. Однако возможности таких хозяйств по ряду причин тоже довольно ограничены. Одна из них - нехватка специалистов с высшей охотоведческой подготовкой - учить в хозяйстве студентов некому. Поэтому направление студентов даже в лучшие хозяйства не может решить все проблемы, связанные с улучшением практической подготовки будущих специалистов.
Выход, на наш взгляд, заключается в создании при факультете учебно-научно-производственного охотничьего хозяйства, где студенты под руководством преподавателей и штатных сотрудников могли бы осваивать все стороны хозяйственной деятельности на строго научной основе. Оно должно заниматься реальной производственной деятельностью, производить реальную продукцию. Однако не следует впадать и в другую крайность - превращать его в чисто товарное хозяйство. Главнейшей его задачей должно быть обучение студентов практической работе на различных уровнях. При этом откроются большие возможности для трудового воспитания молодежи. Опыт показывает, что несвойственная будущей профессии трудовая деятельность немного дает студентам и в плане трудового воспитания, тогда как к специфическому труду они относятся добросовестно и с большим интересом. Показательно, что студенты-охотоведы Иркутского СХИ охотно участвуют в заготовке кедрового ореха, к которой они уже второй год привлекаются по решению облисполкома, в заготовке папоротника.
В учебно-научно-производственном хозяйстве, или учебном промхозе, появятся самые широкие возможности для опробования и внедрения научных разработок сотрудников института. Произошла бы тесная интеграция образования, производства и науки, что как раз и предусматривает проводимая в стране перестройка высшей школы.
Сейчас сотрудники кафедр и студенты проводят охотхозяйственное устройство учебного хозяйства ИСХИ. На его основе будет составлен комплексный план развития и постепенного преобразования хозяйства. Но, разумеется, организация подобного хозяйства при факультете не может быть решена только в стенах института. Потребуется помощь главка, прежде всего в обеспечении кадрами. Ведь руководить и управлять хозяйством, производящим товарную продукцию, на общественных началах невозможно.
Будущее охотничьего хозяйства определяется не только потребностями общества в продукции дикой живой природы, не только наличием достаточного количества грамотных высококвалифицированных специалистов, но и, образно говоря, той средой, на которой это хозяйство зиждется. Современное охотничье хозяйство произросло из многовековой охотничьей культуры разных народов, населяющих нашу страну.
В сельских школах ряда северных районов Сибири преподают начала охотоведения. Следует всемерно расширять и улучшать это нужное дело. Необходимо усовершенствовать учебные программы, организовать специальную подготовку педагогов. В преподавании основ охотоведения открываются широкие перспективы для осуществления природоохранного воспитания. Имеются возможности и для производственной деятельности школьников в этом направлении.
Целесообразно, вероятно, рассмотреть вопрос о создании сети специализированных курсов, а возможно, и ПТУ для подготовки кадров охотников и егерей. Не секрет, что подготовленность охотников, даже в вопросах техники добывания, зачастую очень низка. Об этом свидетельствует упорное нежелание части охотников применять новые передовые методы добывания взамен привычных.
Мы убеждены, что все это вместе взятое поможет изжить упрощенный взгляд на охоту, заставит относиться к ней как к серьезному и далеко не простому делу, каковым она является.