А. Берзин, Г. Косыгин и др. - Учебный план необходимо улучшить
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 4, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Директивы XXIV съезда КПСС ставят задачу обеспечить в районах Севера и Дальнего Востока дальнейшее развитие охотничьего и зверобойного хозяйства и оленеводства.
Выполнение этих задач немыслимо без высококвалифицированных работников охотничьего хозяйства - охотоведов, подготовкой которых уже долгое время занимается Иркутский сельскохозяйственный институт.
Мы, выпускники Иркутского сельскохозяйственного института 50-60-х годов, получившие специальность биологов-охотоведов, уже длительное время работаем в охотничьих хозяйствах суши и моря. Исходя из опыта работы, считаем своим долгом высказать следующие замечания по вопросу подготовки охотоведов, а именно об учебном плане факультета, который вошел в силу в 1971 г.
Если старый план имел недостатки, то этот новый, по нашему убеждению, не годится совсем.
Биолог-охотовед, направляемый после окончания института в охотничье производство, окажется недостаточно подготовленным по специальным охотоведческим дисциплинам.
В своей критике нового учебного плана мы исходили из следующих положений:
1. Охотничье хозяйство есть отрасль сельского хозяйства. А если это так, то специалисты-охотоведы в своем звании должны отвечать агрономам и зоотехникам. Их надо называть «ученые охотоведы», а не «биологи-охотоведы» и специальность «охотоведение» не может рассматриваться только как биологическая.
2. Задача охотоведа - упорядочение использования ресурсов дикой живой природы на основе их надлежащей охраны. Для этого охотовед должен знать и ботанику, и зоологию, но не эти области являются его основной специальностью, а производство охотничьей продукции как таковое.
3. Учебный план должен отвечать нуждам охотничьего дела, а новый учебный план им не отвечает.
По новой учебной программе будущий охотовед менее половины учебного времени затрачивает на все то, что непосредственно связано с его будущим трудом по специальности. Это совершенно недопустимо, и мы решительно утверждаем, что такого соотношения общеобразовательных и специальных учебных дисциплин нет и не может быть ни в какой другой программе подготовки специалистов. Уже это одно показывает, что создавался учебный план без привлечения специалистов охотничьего хозяйства различных районов Советского Союза.
Мы считаем необходимым указать на следующие основные недостатки в учебном плане.
Совершенно неоднородные дисциплины - ботаника и геоботаника - объединены, и время на их изучение значительно уменьшено, тогда как и того, что было отведено раньше, явно недостаточно. Объединена также зоология беспозвоночных и позвоночных, хотя это совершенно недопустимо, так как охотовед должен быть хорошим зоологом. Хорошее знание зоологии просто необходимо охотоведу-исследователю. Интересы дела требуют решительно восстановить права зоологии как таковой и непременно дополнить ее большим практикумом по зоологии, часов на 200 или более, без чего достаточной эрудиции в этой необходимой области знаний охотоведы иметь не будут.
Курс физиологии животных резко увеличен, хотя того, что было, вполне достаточно.
Охотоведу нужен не ветеринарный курс физиологии в 120 часов, а обзорные лекции в пределах 20-30 часов.
Также не нужен охотоведу обширный курс анатомии сельскохозяйственных животных. Все, что ему требуется, - это обзорные лекции по сравнительной анатомии в размере 20-30 часов, так как все остальное он получит в курсе зоологии.
Мнение отечественных и зарубежных ученых сошлось на том, что необходимо добиваться содружества лесного и охотничьего хозяйства. Однако по лесоводству намечена скромная программа, рассчитанная на 87 часов, в то время как физике с основами электроники отведено вдвое больше часов, а химии - 300 часов. Подобное положение ничем не обосновано.
Пушное товароведение и курс вторичной продукции охотничьего хозяйства объединены, и это величайшее недоразумение. Охотоведу надо основательно знать товароведение пушно-мехового сырья, чтобы наладить работу по повышению качества пушнины.
По непонятным причинам из программы исключен курс «морской зверобойный промысел». До сегодняшнего дня специалистами ВНИРО, ТИНРО, АтлантВИРО, работающими над проблемой рационального использования богатств океана, являются в большинстве случаев охотоведы.
Недопустимо уменьшен курс «техника добычи охотничьих животных». Математика же увеличена, хотя последняя практически не нужна в таком объеме.
Охотоведу, работнику тайги и просторов океана, нужны обширные знания как по физической, так и по экономической географии. Географии же нет совсем, что совершенно недопустимо.
Уже давно необходим специальный курс по охотустройству и инвентаризации охотничьих угодий, но его также нет.
Так как большинство охотоведов работают на должностях заместителей директоров и директоров охотхозяйственных предприятий, то в программу нужно включить несправедливо исключенный курс основ финансирования и бухгалтерии, добавив и письмоводство.
Охотоведу как специалисту нужны большие знания по экономике и организации охотничьего хозяйства. По новой же программе на эти две дисциплины отведено всего 155 часов, тогда как на менее нужную анатомию сельхозживотных отведено 175 часов.
Не нужны охотоведу такие дисциплины, как кролиководство и животноводство, а необходимы в обширной форме введение в охотоведение, картография, оленеводство, собаководство, рыбное хозяйство, этнография, охотничье законодательство, без которых совершенно невозможно обходиться охотоведам, особенно производственникам.
Мы считаем, что выработка учебного плана для такой пока редкой специальности, как охотоведение, не может осуществиться без широкого обсуждения вопроса среди тех, кто трудится на производстве, без самих охотоведов. Попытка создания учебного плана людьми, незнакомыми детально с производственным охотоведением, нежизненна.
Мы убеждены, что новый учебный план требует коренного изменения. Надо восстановить старый учебный план и в течение года или двух, путем широкого обсуждения в печати, создать такой учебный план, который будет отвечать нуждам строительства социалистического охотничьего хозяйства.