Отзывы на дискуссию охотоведов-практиков
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 7, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Учитывая, что большинство выпускников Иркутского сельскохозяйственного института призваны работать в хозяйствах Сибири, Дальнего Востока и Европейского Севера страны (в колхозах, совхозах, госпромхозах, коопзверопромхозах), т. е. в районах основных заготовок пушно-мехового сырья, считаем, что упразднение таких дисциплин, как товароведение пушно-мехового сырья, вторичная продукция охотничьего хозяйства и уменьшение часов на курс техники добычи охотничьих животных, экономики и организации охотничьего хозяйства, техники безопасности, ничего, кроме отрицательных последствий, принести не может.
Недопустимо исключение из специальной подготовки курсов охотничьего собаководства и оленеводства. Роль собаки в повышении производительности труда охотников очевидна и доказана. А мы еще плохо занимаемся охотничьим собаководством! Не исключать, а расширять необходимо этот курс. И резерв, откуда взять часы, есть. Это дисциплины физика и химия, на которые тратится очень много времени, а применение их в практической деятельности охотоведов пока ничтожно.
Подготовка зоотехников-оленеводов нигде в вузах Сибири и Дальнего Востока не ведется. Поэтому оленеводством, основной отраслью северных колхозов и совхозов, занимаются преимущественно охотоведы, так как они в большей части являются руководителями и главными специалистами хозяйств этой зоны. Охотовед, не знающий оленеводства, немыслим на Севере. По этой причине надо усилить подготовку охотоведов в вопросах оленеводства.
Охотоведы Читинской области: П. СТРЕМИЛОВ, Ю. СЕМИН, В. ТРЕХОВ, В. СТУПИН. В. НИКОЛАЕНКО, М. ФАЕРМАН, Н. КОЗИН, Г. СУХОМЕСОВ, Р. СИНИЦИН, Г. МОРДВИНЦЕВ, И. ЕНБАЕВ и др.
* * *
Мы, выпускники факультета охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института, работающие в Бурятии, с удовлетворением узнали, что на страницах журнала началось обсуждение учебного плана подготовки охотоведов. Ныне существующий план имеет ряд существенных недостатков. Подавляющее время тратится на изучение таких курсов, как химия, анатомия сельхозживотных, т. е. на все то, что в практической работе охотоведов остается не нужным или малоприменимым. Шире следовало бы изучать такие специальные дисциплины, как экономика и планирование охотничьего хозяйства, бухгалтерский учет, кредитование и финансирование охотничьих предприятий, организация охотничьего хозяйства, техника промысла, экология и зоогеография, анатомия и физиология диких зверей и птиц.
Мы поддерживаем точку зрения охотоведов, настаивающих на том, что учебный план должен быть приспособлен к нуждам охотничьего производства.
Я биолог-охотовед первого выпуска охотоведов Иркутского сельскохозяйственного института. Мне пришлось длительное время работать в промхозах Бурятии в качестве охотоведа.
Считаю, что существующий учебный план подготовки охотоведов в Иркутском сельскохозяйственном институте требует пересмотра и совершенствования. Охотоведы должны хорошо знать организацию охотничьего хозяйства, экономику, планирование, наряду со знанием биологии промысловых зверей и птиц, техникой промысла, этнографией и другими охотоведческими дисциплинами. В настоящее время учебный план перегружен общеобразовательными и зоотехническими предметами.
Надеюсь, что обсуждение учебного плана даст правильное направление в подготовке охотоведов с тем, чтобы наше охотничье хозяйство впредь получало специалистов, хорошо знающих теоретические и практические вопросы охотничьего производства.
* * *
Я. выпускник охотоведческого факультета Иркутского сельскохозяйственного института, работаю с 1964 г. в Казахстане.
Практика работы охотоведа убедила меня в том, что учебный план, по которому я учился, мало отвечал охотоведческому делу. Массу труда и времени мы затрачивали на химию, которую проходили три года. Не мало времени уходило на анатомию и физиологию сельскохозяйственных животных и на изучение других предметов, которые в практической деятельности охотоведов не встречаются.
В то же время то, что нам необходимо, давалось в крайне ограниченных размерах.
Мало времени давалось на технику промысла, организацию охотничьего хозяйства и ряд других предметов, с которыми непосредственно приходится сталкиваться охотоведам в своей деятельности.
Пришло время перестроить учебный план охотоведов. Его необходимо максимально приблизить к производственной деятельности, обогатить факультет материально.
Следует больше внимания уделять организации и экономике охотничьего хозяйства, технике промысла охотничьих животных (следует обратить внимание и на промысел копытных, в частности на промысел сайгака), организации промысла и ряду других дисциплин, которые необходимы в практической деятельности охотоведов.