Б. Лебле - Охотоведам - широкую подготовку
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 9, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
В век научно-технического прогресса и все возрастающего использования природных ресурсов специальность охотоведа становится очень нужной, а вопросы совершенствования подготовки кадров весьма актуальными. Однако прежде чем обсуждать содержание учебного плана, следует определить рабочее место охотоведа, равно как и место охотничьего хозяйства в народном хозяйстве страны.
Выпускники ИСХИ видят в охотничьем хозяйстве отрасль сельского хозяйства. Географически работа охотоведа определяется ими районами Севера, Дальнего Востока, тайгой и просторами океана, производственно же - охотничьим, зверобойным хозяйствами и оленеводством. Со всем этим нельзя согласиться.
Охотничье хозяйство это специфическая отрасль, предметом труда в которой являются охотничьи наземные и полуводные (но не морские) звери и птицы. Эта отрасль поставляет обществу определенные материальные ценности и удовлетворяет эстетические потребности большого числа охотников города и села. Вероятно, по характеру работы охотничье хозяйство ближе всего к лесному, где охоту можно рассматривать, как одну из сторон побочного пользования лесом. Исторически сложившаяся практика подготовки охотоведов в сельскохозяйственных вузах не делает охотничье хозяйство отраслью сельского хозяйства, как не становится, скажем, целлюлозно-бумажная промышленность отраслью лесного хозяйства потому, что кадры целлюлозников готовят в лесных вузах.
Прямое использование растительных ресурсов природы нетипично для охотничьего хозяйства. Заготовки древесины, орехов, ягод и грибов госпромхозами и коопзверопромхозами - явление временное, связанное со слабым освоением лесных территорий. В большинстве областей страны этим заняты лесная промышленность, лесное хозяйство и заготконторы Центросоюза. Они располагают для этого большими возможностями, и не дело охотоведов подменять эти организации.
Исходя из сказанного ясно, что охотовед должен быть зоологом, хорошо подготовленным к разумной эксплуатации охотничьей фауны. Знание ботанических дисциплин нужно ему в тех пределах, которыми определяются условия существования животных. Местом же обитания животных являются все ландшафтные зоны страны, а не только тайга. Во всех угодьях развивается охотничье хозяйство и чем дальше, тем быстрее и на все большей территории охота будет принимать спортивно-любительский характер при одновременном получении пушнины, дичи, мяса и некоторой другой животной продукции. Эту перспективу надо видеть при подготовке охотоведа.
Географически местом работы охотоведа должны быть любые области нашей огромной страны. Практически же охотовед должен быть сотрудником различных охотничьих хозяйств, обществ охотников и охотничьих инспекций. Он должен быть подготовлен вести экстенсивное хозяйство в малоосвоенных районах Севера и Сибири и интенсивное хозяйство, граничащее с дичеразведением, в густонаселенных и сельскохозяйственных областях. Звероводство, северное и пантовое оленеводство, морской зверобойный промысел требуют специалистов иной, не охотоведческой квалификации. Но до тех пор пока не определено рабочее место охотоведа, не созданы ему достаточные материально-бытовые условия, пока велика потребность в квалифицированных кадрах в смежных отраслях народного хозяйства, нужно быть готовым к вероятному переходу охотоведов в эти отрасли, что и происходит на практике.
Все сказанное определяет общее направление учебного плана: большой объем общебиологических знаний, хорошее знание предмета труда - охотничьих животных и среды их обитания, достаточная подготовка по вопросам экономики и организации производства, техники охоты, товароведению и первичной консервации охотничьей продукции, минимум знаний по смежным с охотхозяйством специальностям. Студент вуза в процессе учебных занятий, помимо глубокого овладения специальными знаниями, должен научиться пользоваться литературой и приобрести достаточно широкую эрудицию в общих вопросах. При этих условиях молодой специалист быстро приобретает узкую квалификацию на любом рабочем месте.
Позиция авторов письма, стремящихся сузить учебный план, не обоснованна. Ведь речь идет о подготовке инженера, а не моториста, которого, кстати, также знакомят с элементами механики и электротехники. Не основательны и их утверждения о том, что «охотовед менее половины учебного времени затрачивает на все то, что непосредственно связано с его будущим трудом по специальности», что «такого соотношения общеобразовательных и специальных учебных дисциплин нет и не может быть ни в какой другой программе подготовки специалистов».
При моем подсчете часов получилось следующее распределение дисциплин учебного плана охотоведов: общие дисциплины (включая социально-экономические) - 22%, общебиологические - 16, узкоспециальные - 25, практика - 30, дополнительные виды обучения-7%. При подготовке лесоводов соотношение учебных дисциплин по этим группам соответственно 22%, 18, 27 и 6%. По-видимому, можно говорить об объеме некоторых дисциплин в пределах вышеназванных групп учебных предметов, равно, как и о содержании программ по этим дисциплинам, но отрицать общую целесообразность учебного плана не следует.
Предложения выпускников ИСХИ о перечне, объеме и содержании отдельных дисциплин заслуживают внимания. Видимо, целесообразно сокращение часов физики, неорганической химии (с учетом изучения этих наук в средней школе), анатомии и физиологии животных. Вызывает сомнение необходимость самостоятельного курса микробиологии. Взамен его и на освободившиеся часы следует добавить курс общей биологии и курс биогеоценологии. Целесообразно выделить в самостоятельные дисциплины геоботанику и зоогеографию, увеличить курс лесоводства. Не нужен курс сельскохозяйственного животноводства. За счет него нужно ввести курс оленеводства и собаководства. Едва ли заслуживает самостоятельности курс механизации охотничьего хозяйства. Мне, например, непонятно его содержание. Охотовед должен уметь водить автомашину, мотоцикл, моторную лодку. Если курс предполагает овладение этими механизмами, его надо назвать соответствующим образом и, возможно, учиться этому факультативно, вне сетки учебного плана. Не следует увеличивать курс техники охоты, она не так уж сложна, а тратить время на всевозможные «подрези» - абсурдно.
В учебном плане нет дисциплины, которая ранее именовалась охоттаксацией. Может быть методы учета численности животных изучаются в курсе экологии, а оценка среды обитания в типологии угодий? Если нет, надо включить эти разделы в курс охотустройства, непонятно почему отсутствующий в учебном плане.
Этнография, физическая и экономическая география, за которые ратуют авторы письма, - излишни. География изучается в средней школе, а знакомство с естественно-исторической обстановкой и экономикой района, так же как и с населением, произойдет в первые недели самостоятельной работы. Умение дать объективную оценку района работы нужно требовать от студента-охотоведа при сдаче отчетов по производственным практикам.
Объем статьи и недостаток исходных данных лишают возможности высказаться по многим спорным вопросам, поднятым редакцией и авторами письма. В частности, судя по письму, программы ряда курсов излишне насыщены животноводческо-ветеринарным содержанием, что исходит из неверного стремления рассматривать охотничье хозяйство, как отрасль сельского.
Во время предполагаемого обсуждения учебного плана подготовки охотоведов в Главном управлении сельскохозяйственных вузов МСХ СССР, равно как и при составлении программ курсов, нужно избежать узкого практицизма, а ориентироваться на подготовку специалиста широкого биологического профиля. Только при этом условии профессия охотоведа будет перспективной и нужной обществу.