В. Сафонов - Научить творчески мыслить
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 10, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Система подготовки специалиста высшей квалификации для любой отрасли народного хозяйства должна строиться с учетом перспективы развития производства, с ориентацией на будущее. Такой принцип планирования учебного процесса приобретает особую актуальность в век научно-технической революции, которая ставит ряд новых неотложных проблем перед высшей школой. В наше время последние достижения науки и передового опыта успевают терять свою новизну за сравнительно короткий период подготовки специалиста в стенах вуза.
В докладе на торжественном заседании, посвященном столетию со дня рождения В. И. Ленина, Л. И. Брежнев сказал: «Пройдет не так уж много лет, и те, кто сегодня сидит за партой или на студенческой скамье, придут на производство, в науку, культуру. От того, чему и как мы их научим сейчас, во многом будет зависеть прогресс нашего общества в будущем. Еще древние говорили, что ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Задача состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе».
Следовательно, учебные планы и программы вуза должны быть нацелены на то, чтобы прежде всего научить студента думать, отводя чисто информационному материалу второстепенное место. С этих позиций должна рассматриваться и система подготовки специалистов высшей квалификации для охотничьего хозяйства. Бытующее в среде охотоведов-практиков упрощенческое представление об учебном плане, о его перегрузке значительными по объему и якобы ненужными в практической деятельности дисциплинами, не должно иметь места. Оно отчасти порождается недостаточно высоким современным уровнем ведения охотничьего хозяйства, недооценкой охотхозяйственной отрасли и роли в ней специалиста, отсутствием официального положения об охотоведе высшей и средней (а это не одно и то же) квалификации в производственных и административных организациях. Ведь в настоящее время сплошь и рядом одни и те же должности занимают специалисты высшей, средней квалификации и охотоведы-практики. Готовить специалистов «к завтрашнему дню» - значит учить их прежде всего фундаментальным наукам, постоянно совершенствуя их преподавание с учетом новейших достижений. Это дает возможность с достаточной глубиной и творческим подходом овладевать столь же необходимыми прикладными знаниями как в вузовских аудиториях, так и после окончания института, в условиях производства. Следует отчетливо представлять, что научить в вузе всему - нельзя, поэтому и не должна иметь места перегрузка учебного плана многочисленными, небольшими по объему учебных часов, сопредельными дисциплинами чисто информационного характера. Важно умело заложить основу знаний, привить исследовательские навыки, научить творчески трудиться. Кстати, современный учебный план, предусматривая переход на полное дипломное проектирование вместо госэкзаменов, создает условия для указанной направленности в подготовке специалистов.
Возвращаясь к роли фундаментальных наук в учебном плане, нельзя не признать справедливости критики со стороны участников настоящей дискуссии соотношения объема учебных часов, отводимых на разные дисциплины. Значительный удельный вес химии, физики, анатомии и некоторых других предметов обусловлен тем, что отделения охотоведения организовывались при зоотехнических факультетах сельхозвузов, поэтому и учебный план для биологов-охотоведов составлялся на базе зоотехнического плана. К тому же указанные дисциплины читаются преподавателями зооветеринарного профиля (как по образованию, так и по роду научной деятельности) и для приближения преподавания этих дисциплин к профилю подготовки охотоведов требуется время. Безусловно, указанные выше дисциплины нужны и совершенствование программ по ним необходимо, но объем отводимых на их освоение учебных часов должен быть пересмотрен в пользу таких биологических предметов, как зоология, геоботаника, биология и систематика зверей и птиц, экология и ряд специальных дисциплин. Именно они составляют биологический фундамент специалиста охотничьего хозяйства. Вместе с тем необходимо высвободить лимит времени для некоторых новых разделов и курсов, вводимых по решению совета вуза, что позволит устранить черты консерватизма в учебном плане и предусмотреть определенные элементы зональной ориентации в подготовке специалистов.
На наш взгляд, еще не настало время для специализации охотоведов, охотничье хозяйство не созрело для этого. Нужны ли узкие специалисты сейчас, когда остро стоит вопрос о неукомплектованности кадрами специалистов всех звеньев охотничьего хозяйства и не решена проблема их трудоустройства (см. нашу статью в № 7 журнала за 1971 г.)? Вместе с тем и в принципе настоящая, глубокая специализация (я не имею в виду зональную ориентацию) вряд ли целесообразна. Она сейчас не находит признания даже в технических вузах, о чем свидетельствует статья Ф, Овчаренко в журнале «Коммунист» (№ 2, 1972 г.): «В настоящее время высшая школа, особенно технические вузы, готовит в большинстве своем специалистов прикладного направления с относительно узким профилем. Опыт показывает, что таких специалистов можно использовать не всегда достаточно эффективно. На наш взгляд, необходимо расширение профиля подготовки специалистов».
Очень существенным упущением обсуждаемого учебного плана является ущемление организационно-экономических дисциплин. Ведь биолог-охотовед тем и отличается от биолога университетской подготовки, что он, владея знаниями о возобновимых природных ресурсах, должен уметь поставить их на службу человеку в условиях конкретного охотхозяйственного предприятия или района, а значит должен владеть методами экономического анализа, располагать знаниями и навыком организатора. Конечно, такой навык приобретается не только в аудитории, но и в период производственных практик. Однако увеличение объема часов на организационно-экономические дисциплины необходимо. Новый план подготовки зоотехников, утвержденный в 1970 г., отводит им 370 часов, или 22% от общего объема часов, приходящихся на специальные дисциплины, и 50% времени - для дисциплин по выбору применительно к зоне. Причем, помимо экономики и организации сельскохозяйственного производства, предусматривается изучение таких предметов, как вычислительная техника, статистика и бухучет. В нашем же учебном плане на экономику и организацию производства в охотничьем хозяйстве отводится всего 155 часов, или 13% времени, запланированного на специальные дисциплины, а на дисциплины по выбору, определяемые советом вуза, - всего 162 часа, т. е. тоже около 13%.
Сложившееся положение не соответствует духу времени.
В пределах предоставленных вузам прав, обсуждаемый учебный план в Кировском сельхозинституте несколько усовершенствован. В частности, изменена последовательность преподавания отдельных дисциплин, проведения учебных и производственных практик, изменены сроки последних, немного увеличено время на некоторые специальные дисциплины. Наши студенты проходят первую производственную практику не после второго курса, а после третьего, получив достаточную подготовку по ряду специальных дисциплин, необходимых в практической деятельности, и закрепив эти знания на учебных практиках в учебно-опытном хозяйстве. Охотзаконодательство, собаководство, оленеводство и рыбное хозяйство читаются как обязательные дисциплины и поглощают весь лимит времени, отведенный на группу дисциплин по выбору. Увеличен объем учебных часов на типологию охотничьих угодий, биотехнию, экономику. В программы по экологии, биотехнии и типологии охотничьих угодий введены новые разделы: «Изменение природных сообществ человеком (основы природопользования)», «Охоттаксация», «Основы охотустройства».
Однако дальнейшее совершенствование учебного плана сдерживается пределами допустимых изменений, определенных положением о высшей школе, и даже указанные нововведения осуществляются за счет уплотнения графика и увеличения нагрузки студентов.
На наш взгляд, при внесении поправок в учебный план (нужны именно поправки, а не коренная его ломка) необходимо предусмотреть следующее. Помимо указанных замечаний, касающихся фундаментальных дисциплин, нужно узаконить курс «Биогеоценология с основами природопользования», выделив его из экологии. Этот курс должен синтезировать знания, полученные при изучении частных биологических наук, дать представление о закономерностях структуры и функций природных комплексов и заложить теоретическую основу для глубокого освоения ряда специальных дисциплин, прежде всего биотехнии, типологии угодий с основами охотустройства, экономики и организации охотничьего хозяйства. Следовательно, он должен стать важным звеном учебного плана, обеспечивающим трансформацию общебиологических знаний в специальные.
Ныне единый курс «Товароведение продукции охотничьего хозяйства» должен быть разделен на две самостоятельные дисциплины: «Товароведение пушнины и дичи» и «Использование запасов полезных растений (вторичной продукции охотничьего хозяйства)». Специфика этих дисциплин очевидна и не требует дополнительных обоснований.
В настоящее время охотоведу очень часто приходится планировать и организовывать охотхозяйственную деятельность в измененном или даже собственно культурном ландшафте, что требует знания технологических приемов смежных отраслей сельскохозяйственного производства. Рациональное сочетание интересов лесного, сельского и охотничьего хозяйства, основанное на взаимоприемлемом выборе технологических приемов всех этих отраслей, - важнейшая задача и актуальность ее в будущем будет возрастать. Следовательно, охотовед должен наряду с общими закономерностями функционирования агроценозов получить конкретные знания по современной системе землепользования, т. е. наряду с весьма важной дисциплиной «Лесное хозяйство» в учебный план должен быть внесен курс «Основы сельского хозяйства», включающий не только животноводство, но земледелие и земельное право, мелиорацию.
Знание физической и экономической географии тоже необходимо охотоведу, как правильно подмечают участники дискуссии. Нам кажется, что ввести эти дисциплины в качестве самостоятельных, без значительной перегрузки учебного плана, не удастся. Учитывая прикладное их значение для охотоведа, основы физической и экономической географии должны найти место в программах (а может быть, и в названиях) таких предметов, как зоогеография и экономика охотничьего хозяйства. Разумеется, придется несколько увеличить отводимое на эти дисциплины время.
В заключение хочется затронуть вопрос о наименовании специальности и квалификации, присваиваемой выпускникам факультетов охотоведения. На наш взгляд, утвержденный официально и признанный термин «биолог-охотовед» не нуждается в пересмотре. И дело здесь не только в его признании, привычности. Он и по существу соответствует роли охотоведа в современном охотничьем хозяйстве (правда, не всегда правильно понимаемой) - роли пока единственного специалиста в масштабе конкретного хозяйства, района или даже области по координации разных видов интенсивной хозяйственной деятельности в интересах охраны, возобновления и рационального использования ресурсов «дикой природы», выявления путей повышения продуктивности измененных человеком природных комплексов на основе разумного выбора технологических приемов доминирующих видов природопользования с учетом возможности развития охотхозяйственной отрасли. Следовательно, его организационно-экономическое образование должно быть подчинено этой главной цели. Название биолог-охотовед как раз удачно синтезирует обе эти стороны деятельности специалиста.