А. Гейц - Не планом единым...
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 10, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Учебный план подготовки охотоведов в нашей стране прошел ряд этапов совершенствования. Работа по улучшению и совершенствованию учебного плана шла, идет в настоящее время и будет идти впредь, этого требует никогда не останавливающаяся жизнь. Поэтому не вызывает ни малейшего сомнения, что сегодняшний план, хотя и нуждается в постоянном совершенствовании, лучше вчерашнего. Обратное утверждают те, кто традиционно привык говорить, что вчера было все лучше. Отрицать факт совершенствования учебного плана в целом - отрицать прогресс времени. Не умаляя большой важности хорошего учебного плана в деле подготовки охотоведов, хочется отметить, что решающими факторами, определяющими полноценную подготовку специалистов охотничьего хозяйства, являются не совершенный учебный план, а, во-первых, уровень теоретической подготовки по комплексу всех охотоведческих и смежных дисциплин, во-вторых, качество проводимых полевых и производственных практик, в-третьих, качество набора абитуриентов.
Если говорить о перспективах подготовки охотоведов, то, прежде всего, надо направлять все усилия на решение этой триединой задачи.
ПОВЫШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В повышении теоретической подготовки крайне нуждаются все выпускники-охотоведы. Совершенно недопустимо, что студенты и специалисты-охотоведы не имеют тщательно разработанной и изложенной на бумаге теории охотоведения. Отдельные выпуски «Основ охотоведения» никогда не заменят принципиально изложенного теоретического курса. К тому же по доброй половине изучаемых охотоведческих предметов отсутствуют учебники.
Особенность специальности затрудняет, а порой делает невозможным централизованное изготовление различных учебных пособий. Из-за отдельных несовершенств зарплаты в системе ВУЗов постоянно испытываются значительные кадровые трудности.
Все это не позволяет дать выпускникам глубоких теоретических знаний.
ОВЛАДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ НАВЫКАМИ
Если мы говорим, что теоретическая подготовка для охотоведов недостаточна, то овладение производственными навыками крайне низко. Прежде всего, у нас нет отвечающих требованиям сегодняшнего дня и производства учебных хозяйств. Поэтому не случайно, что наши студенты стремятся избежать производственных практик в них. Вина в этом не наша, а в форме этих хозяйств и в условиях, в которые они поставлены существующими «положениями». Немногим лучше положение с производственной подготовкой студентов-охотоведов в охотничьих хозяйствах. Прежде всего, мы не имеем постоянно выделенных для практики передовых охотничьих хозяйств и закрепленных точек, где будущие специалисты успешно осваивали бы практику работы хозяйств. В силу этого отдельные студенты попадают нередко в такие хозяйства и к таким охотникам, у которых, кроме плохого, нечему научиться. Все это не позволяет нашим выпускникам в студенческие годы получить достаточно хорошие практические навыки.
УЛУЧШЕНИЕ НАБОРА АБИТУРИЕНТОВ
Специальность охотоведа - специфична. Она требует не только большой физической, огромной моральной подготовки, но и беспредельной любви к своему делу. Она ущемляет многие семейные и житейские удобства и радости. Поэтому зачисление на специальность «охотоведение» требует не столько внимания к баллам, сколько пристального взгляда на внутренний уклад конкретного человека. Опыт говорит, что льгота для «сельской» молодежи оправдывает себя в том случае, если под селом подразумевается зона традиционной промысловой охоты. Еще большее объективное мерило, когда за плечами абитуриента не просто производственный стаж, а стаж по выбранной специальности или службы в Советской Армии.
К сожалению, приходится отметить, что многие руководители охотничьих хозяйств не проявляют заботы о комплектовании набора охотоведов очного отделения за счет посылки молодежи из промысловых охотничьих районов на учебу.
Есть еще один пробел в подготовке охотоведов, без устранения которого немыслимо улучшение подготовки специалистов охотничьего хозяйства. Это улучшение руководства делом охотоведческого образования в стране. Известно, что подготовкой специалистов охотничьего хозяйства ведают Министерство высшего и специального образования и Министерство сельского хозяйства СССР. Непосредственно этим делом занимаются управления названных министерств, ничего общего не имеющие с деятельностью охотничьих хозяйств и незнакомые со спецификой их работы.
Нам думается, что настало время установления определенных прав и обязанностей в деле подготовки специалистов охотничьего хозяйства и для Главприроды МСХ СССР и Главохоты РСФСР, с которыми мы тесно связаны производственными интересами.
Однако, чтобы выйти с конкретными деловыми предложениями по вопросам высшего охотоведческого образования, есть нужда в предварительном проведении тщательно подготовленного совещания всех заинтересованных лиц: представителей вузов, министерств, ведающих подготовкой специалистов охотничьего хозяйства, и специалистов охотничьих хозяйств в различных зонах страны.