И. Кирис - Учитывать достижения науки и техники
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 4, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Я ознакомился с отзывом охотоведов Дальнего Востока на учебный план факультета охотоведения Иркутского сельхозинститута. Он произвел на меня неприятное впечатление своей категоричностью, недостаточной доказательностью и предвзятостью. Неточность в названиях дисциплин, явные ошибки в их группировке и в подсчете количества часов по группам заставили меня обратиться за справками в Кировский и Иркутский сельхозинституты.
По полученным мною сведениям, план охотоведческого факультета ИСХИ существенно отличается от плана, который критикуют в отзыве. Сопоставление названий ряда дисциплин и количества планируемых по ним учебных часов указывает на неточную информацию авторов отзыва. Например, курса «химия» с объемом 322 часа в плане нет, а есть три отдельных специализированных курса: химия неорганическая и аналитическая - 120 часов, органическая химия - 70 часов и биохимия - 98 часов. Дисциплине «микробиология и вирусология» отведено не 75, а 40 часов. (В учебном плане, полученном редакцией из Главного управления с. х. вузов МСХ СССР, «микробиологии и вирусологии» отведено 75 часов - 45 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий. (Ред.))
Курсов «микробиология» и «дарвинизм» вообще нет в учебном плане. По курсам «анатомия животных» и «физиология» запланировано вместе на 75 часов меньше, чем указывают авторы отзыва. В то же время по дисциплинам «звероводство и кролиководство», «биотехния и охрана природы», «экономика», «организация» и «техника добывания» в плане предусмотрено в целом по этой группе на 115 часов больше, чем написано в отзыве. В этом документе по неизвестным причинам не упомянут ряд других дисциплин, имеющихся в учебном плане ИСХИ, важных для специализации охотоведов: физическая география, биометрия и генетика популяций, охотничье законодательство, оленеводство, типология охотничьих угодий. В совокупности на них дано 274 часа.
Приведенные примеры показывают, что на общеобразовательные и смежные дисциплины в плане записано на 144 часа меньше, а по ряду предметов специально охотоведческого направления - на 389 часов больше, чем указано в отзыве.
В целом по учебному плану охотоведческого факультета ИСХИ приходится часов по группам дисциплин (% к общему объему):
В плане 1971 учебного года общий объем специализированных дисциплин на охотоведческом факультете ИСХИ по удельному весу даже несколько увеличился по сравнению с предыдущими годами. Уточнены и более приближены к требованиям основного профиля наименования ряда смежных дисциплин.
Кроме того, в учебном плане 52 недели выделяют на практику, в том числе на производственную и преддипломную - охотоведческую и технологическую 39 недель, т. е. почти целый учебный год. Обязательные задания на эту практику предусматривают изучение под руководством специалистов большого круга вопросов, ознакомление с дополнительной специальной литературой и методиками, сбор и обработку большого фактического материала, успешное выполнение прямых производственных работ и общественных поручений. Все это направлено на расширение, закрепление и совершенствование знаний, получаемых по специальным учебным дисциплинам.
Далее в отзыве сказано, что нет картографии, но она предусмотрена в курсах «основы топографии и геодезии» и «физическая география». Указывают на отсутствие дисциплины по охотустройству и инвентаризации охотничьих угодий. Однако эти вопросы освещаются в курсах «типология охотничьих угодий» и «организация производства в охотничьих хозяйствах».
Авторы отзыва пишут, что недопустимо уменьшен курс техники добывания охотничьих животных, на самом деле этого нет, он оставлен в прежнем объеме - 120 часов. По их мнению, на экономику и организацию охотничьего хозяйства мало отведено часов - 155, в действительности же планируется 210 часов, что не мало. (Учебным планом, утвержденным 29 мая 1970 г., «экономике охотничьего хозяйства», и «организации производства в охотничьем хозяйстве» отведено соответственно 56 и 99 часов, т. е. 155 часов. (Ред.))
Ошибочны утверждения, что «охотоведы в исключительных случаях применяют знания по химии и физике», что «не нужен охотоведу» обширный курс анатомии сельскохозяйственных животных, что его можно заменить какими-то «обзорными лекциями по сравнительной анатомии» в размере 20-30 часов. Такими же «обзорными лекциями» они предлагают заменить курс физиологии животных, который в новом плане не увеличен, как утверждают критики, а уменьшен. Вместе с тем в заключение авторы отзыва говорят, что «интересы дела требуют решительно восстановить права зоологии как таковой и непременно дополнить ее большим практикумом». Подобное повышенное беспокойство выражено и в отношении ботаники и геоботаники, объем курса которой, как и зоологии, по сравнению с другими дисциплинами весьма значителен. Наряду с требованием расширить курсы зоологии, ботаники, географии, лесоводства авторы отзыва утверждают, что «не нужны охотоведу такие дисциплины, как кролиководство и животноводство». После таких противоречивых и не всегда основательных замечаний и рекомендаций авторы делают далеко идущие выводы, что «по новой учебной программе будущий охотовед менее половины учебного времени затрачивает на все то, что непосредственно связано с его будущим трудом по специальности. Это совершенно недопустимо, и мы решительно утверждаем, что такого соотношения общеобразовательных и специальных учебных дисциплин нет и не может быть ни в какой другой программе подготовки специалистов». И здесь критики плана пошли против истины, так как из приведенных нами выше данных видно, что специальные дисциплины занимают все вместе больше половины общего объема плана. В числе их профилирующие курсы тоже составляют половину. А что касается общеобразовательных дисциплин и дополнительных видов обучения, справедливо объединяемых под названием «общеобразовательных», то, вопреки утверждению авторов «заключения», и по другим специальностям, например агрономов, зоотехников и им подобным, они занимают такой же удельный вес.
Из всего этого видно, насколько мало обоснован общий вывод, что новый учебный план охотоведческого факультета Иркутского сельскохозяйственного института «не годится совсем», что «подготовка по нему специалистов-охотоведов, отвечающих нуждам социалистического охотничьего хозяйства, совершенно невозможна».
Трудно спорить с авторами отзыва в отношении уровня знаний охотоведов после окончания института, так как он зависит не только от учебных планов. Неполное соответствие знаний молодых специалистов, только что окончивших вуз, требованиям действительности, с которыми они сталкиваются на производстве и в жизни, явление широко распространенное и общеизвестное и характерное не только для охотоведов. Для сложного и еще очень отсталого по сравнению с другими смежными отраслями охотничьего хозяйства подобные расхождения более понятны. Профиль специальности охотоведа вынужденно еще очень широк и не сравним с более узкоспециализированными профилями агрономов, зоотехников, лесоводов и т. д. Поэтому простым изменением названия специальности, например «биолога-охотоведа» назвать «ученым охотоведом», как это предлагают авторы, или искусственной произвольной ломкой учебного плана существующего положения не изменишь. Только по мере дальнейшего развития всей отрасли охотничьего хозяйства страны, наук охотоведческого цикла и учебных и научных учреждений возникают и будут совершенствоваться профили специалистов, потребности в более узкой их специализации. Появятся охотоведы-биотехники, охотоведы-экономисты и организаторы, охотустроители, механизаторы, для которых приставка «биолог» или «ученый» будет лишней. Будем надеяться, что такое время скоро настанет, чему надо всемерно содействовать конкретными делами, тщательно продуманными предложениями и непредубежденной критикой.
В отношении учебного плана охотоведческого факультета Иркутского сельскохозяйственного института, каким он в данное время сложился, я считаю возможным высказать общее одобрение и пожелание насытить его максимально новыми достижениями науки и практики, имеющимися в перечисленных областях знания. И делать это надо непрерывно; периодически уточнять или изменять названия учебных курсов и их объем. Например, в ближайшие годы можно и желательно выделить в самостоятельные дисциплины: «строительство и производственная деятельность охотничьих промхозов»; «спортивные охотничьи хозяйства в СССР и за рубежом»; «охотничье собаководство»; «учет, регулирование и прогнозирование численности охотничьих животных»; «новая техника в охотничьем хозяйстве». Выделение этих и подобных курсов может принести пользу лишь при гармоничном их сочетании с уже установившимися фундаментальными дисциплинами, путем совершенствования или новой ориентации близких предметов, возможно за счет сокращения некоторых частей общеобразовательных курсов по мере повышения уровня подготовки оканчивающих среднюю школу будущих абитуриентов охотоведческих факультетов вузов.