Н. Свиридов - Улучшать учебный план
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 5, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Учебный план определяет профиль подготовки специалиста, его общественно-политическую, общетеоретическую и специальную подготовку. Исходя из этих положений составляются и утверждаются учебные планы по отдельным специальностям.
Иркутский сельскохозяйственный институт готовит охотоведов с 1950 г. Вначале занятия проводились по учебному плану Московского пушно-мехового института. Затем, после его расформирования, произошли перемены - в новые перечни специальностей высших учебных заведений охотоведение не было включено. Несмотря на это, подготовка охотоведов в Иркутском сельскохозяйственном институте не была прекращена. Формально «охотоведение» считалось специализацией специальности «зоотехния», фактически охотоведов готовили на основе самостоятельного учебного плана, выпускникам в дипломы вписывали специальность «охотоведение» и квалификацию «биолог-охотовед». Таким образом, с 1954 по 1970 г. обучение охотоведов проводилось по учебному плану, не утвержденному Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Поскольку в перечне специалистов, оканчивающих вуз, не были указаны охотоведы, при распределении на работу бывали недоразумения: нередко охотоведам предлагали чисто зоотехническую работу, ущемлены они были в оплате труда, так как часто их приравнивали к специалистам, оканчивающим техникум, где в перечне специальностей охотоведы и звероводы имеются.
Иркутский сельскохозяйственный институт неоднократно обращался в соответствующие инстанции с предложениями об утверждении специальности «охотоведение», но, как правило, получал отказ с единственной мотивировкой: мала потребность в охотоведах высшей квалификации.
В 1968 г. при поддержке Главного управления по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству МСХ СССР Министерство высшего и среднего специального образования СССР согласилось утвердить учебный план применительно к специальности 2019 «биология» со специализацией «охотоведение» и присвоением выпускникам квалификации биолога-охотоведа. Иркутский сельскохозяйственный институт разработал проект учебного плана, согласовал его с Кировским сельхозинститутом, где готовят охотоведов с 1965 г., рядом других научных и учебных заведений. В мае 1970 г. этот план был утвержден, но со значительными изменениями. В частности, был сокращен ряд специальных курсов, уменьшено число дисциплин по выбору, изъяты бухгалтерский учет и статистика, вместо курса «Морской зверобойный промысел» включена дисциплина «Фауна морей».
Новый учебный план в июне 1971 г. обсуждался на Ученом совете факультета охотоведения, были внесены необходимые коррективы, не затрагивающие его существа. Этот учебный план был выслан для утверждения в Главное управление высшего и среднего сельскохозяйственного образования МСХ СССР. В измененном плане несколько уменьшены курсы анатомии сельскохозяйственных животных, физиологии, математики, неорганической химии, увеличен до 140 часов курс организации производства в охотничьем хозяйстве, больше отводится часов по курсам экономики охотничьего хозяйства, биотехнии, лесного хозяйства. Дополнительно включены курсы физической географии, генетики популяций, бухгалтерского учета. Увеличено количество экзаменов и зачетов по курсам специальных дисциплин по выбору. Несомненно, и в дальнейшем учебный план подготовки охотоведов будет меняться с учетом потребностей охотничьего хозяйства.
Что касается критического анализа учебного плана группой дальневосточных биологов-охотоведов, то в принципе считаем их суждения правильными, но многие конкретные предложения вызывают недоумение. Плана 1971 г. как такового нет. Есть учебный план, утвержденный в мае 1970 г. Дальневосточные специалисты пишут, что в нем нет курсов генетики, звероводства, болезней диких животных, типологии охотничьих угодий, оленеводства, собаководства, охотничьего законодательства, этнографии. Все перечисленные дисциплины есть в утвержденном плане. Поэтому предложение неправильно информированной группы охотоведов Дальнего Востока о включении в учебный план курсов, приведенных выше, отпадает.
Мы согласны с предложениями о необходимости утверждения отдельного плана специальности «охотоведение». Вместе с тем считаем более правильным присваивать выпускникам охотоведческой специальности квалификацию «биолог-охотовед», что как раз и делает Иркутский сельхозинститут с 1955 г. по настоящее время. Слова «биолог-охотовед» включают в себя биологическую и организационно-экономическую подоплеку. Получение такой квалификации отвечает сущности подготовки охотоведов к их будущей работе и не идет вразрез с положением, утверждающим, что охотничье хозяйство является отраслью сельскохозяйственного производства.
В подавляющем большинстве вузов выпускникам присваивается квалификация без приставки «ученый», тем не менее их считают специалистами, обладающими необходимыми знаниями в разрезе программ институтов и университетов.
В целом, поддерживая предложение об изменении соотношения часов на теоретические и специальные дисциплины (в пользу последних), следует учитывать трудность усвоения тех и других, возможности досконального их познания в аудитории. Небольшие курсы математики, физики, химии необходимы для повышения общеобразовательной подготовки, а также и для проведения исследований в области экологии, биотехнии и ряда прикладных наук. Опыт показывает, что значительная часть выпускников приобщается к научным исследованиям и, в зависимости от профиля работы, им приходится порой основательно штудировать эти «ненужные» в производстве предметы.
Некоторые специалисты считают, что охотоведам необходимо давать более 200 часов аудиторных занятий по курсу организации охотничьего хозяйства, с тем чтобы они досконально познали этот предмет. Опыт показывает, что такого рода дисциплины невозможно изучить только в аудитории или лаборатории. Поэтому в плане дается 100 - 140 часов лекционно-практических занятий, чтобы студенты могли изучить теоретические основы курса и практические приемы работы. Вместе с тем учебный план предусматривает сотни часов практики на производстве по организационно-технологическим дисциплинам. Только в хозяйствах, в общении с охотниками и специалистами они в совершенстве познают эти курсы, смогут заниматься обобщением опыта работы лучших производственников. Следовательно, неправильно заявление, что по вопросам организации охотничьего хозяйства или техники добычи студенты получают меньше часов, чем допустим, по математике или физике.
Нужно вести дискуссию не только об увеличении или уменьшении часов по тем или другим дисциплинам, но и об организации работы студентов. Надо не только учить их, но и давать материал для самостоятельного изучения, совершенствовать программы, повышать теоретический уровень читаемых лекций. В большом долгу перед студентами наши производственники, охотничьи предприятия - в период практики студенты не всегда получают нужную помощь в работе, приобретении практических навыков.
Ученым советам институтов предоставлено право вносить изменения в рабочие планы, дополнительно включать отдельные факультативные дисциплины, изменять сроки практики и т. д. Этим правом мы пользуемся и через все каналы совершенствуем подготовку специалистов-охотоведов высшей квалификации. Учтем мы и дельные предложения специалистов охотничьего хозяйства, ученых, принявших участие в обсуждении учебного плана на страницах журнала.