Н. Литвинов - За производственную направленность
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 5, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Перед тем как изложить некоторые конкретные предложения, направленные на улучшение учебного плана по специальности 2019 «биология» (специализация «охотоведение»), хочу сделать несколько общих замечаний.
Учебный план подготовки охотоведов, составленный без участия тех, кто готовит охотоведов, не может быть совершенным. Иркутский сельскохозяйственный институт начал готовить охотоведов в 1950 г. и, конечно, накопил солидный опыт подготовки этих специалистов. Но вот парадокс: охотоведов вот уже более 20 лет готовят в Иркутске, а план их подготовки составляют в Москве, причем работников Иркутского института даже не приглашают участвовать в подготовке плана.
Для того чтобы при составлении плана исходить из правильных предпосылок, надо признать охотоведение самостоятельной специальностью, а не считать его дериватом «биологии». Биологическая подготовка важна чрезвычайно, но охотоведы - специалисты, призванные руководить совершенно определенной отраслью народного хозяйства, тогда как биологи (выпускники университетов) - учителя, работники исследовательских учреждений и т. п.
Из сказанного надо исходить при определении соотношения специальных и общеобразовательных дисциплин в учебном плане. Иначе говоря, план должен иметь четко выраженную производственную направленность. Я знаю, о что многие считают обилие времени, затрачиваемого на прохождение дисциплин общеобразовательного цикла (физика, химия, математика, физиология и т. п.), чуть ли не основным признаком высшего образования. Думаю, что это заблуждение. Не следует переоценивать значения дисциплин, прямого отношения к специальности не имеющих. Не могу не привести здесь слова из письма академика Л. Д. Ландау, сказанные по поводу математического образования физиков: «Мне кажется, что давно пора обучать физиков тому, что они сами считают нужным для себя, а не спасать их души вопреки их собственному желанию. Мне не хочется дискутировать с достойной средневековой схоластики мыслью, что путем изучения ненужных им вещей люди будто бы научаются логически мыслить» (журнал «Наука и жизнь» № 9, 1971).
Для выработки учебного плана по специальности «охотоведение» необходимо создать комиссию из представителей институтов, готовящих охотоведов, Главного управления сельскохозяйственных вузов и других заинтересованных ведомств. Думаю, что за основу надо взять план, по которому готовили охотоведов до 1971 г. в Иркутском институте, ибо этот план создавался и совершенствовался в течение многих лет, а специалисты, подготовленные по нему, с успехом работают во всех уголках страны.
Новый план, по которому сейчас обучают охотоведов, конечно же, перегружен дисциплинами, имеющими очень отдаленное отношение к охотоведению, а то и вовсе не имеющими. В частности, непозволительная роскошь - трата более 300 часов на анатомию и физиологию сельскохозяйственных животных, более 300 часов - на химию, более 200 - на физику и математику. Все перечисленные дисциплины нужны (в необходимости физики я сомневаюсь), но нельзя забывать, что они нужны только как общеобразовательные, не более. Без малейшего ущерба для подготовки охотоведов можно изъять из плана микробиологию с вирусологией, так как эта дисциплина абсолютно никакого отношения к специальности не имеет. Сомнительна необходимость курса «животноводство». Во всяком случае, налицо явное несоответствие, так как на «звероводство», необходимость которого очевидна, план отводит 88 часов (без экзамена), а на «животноводство» — 98 и экзамен.
Чрезвычайно странно представлена в плане зоология. Во-первых, уже в течение многих лет мы преподаем две дисциплины: «зоология беспозвоночных» и «зоология позвоночных», по каждой из них - экзамен. В новом учебном плане они слиты. Это шаг назад по сравнению со старым планом. Ведь зоология - одна из главных биологических дисциплин в системе подготовки охотоведов. Во-вторых, к зоологии добавлено «введение в биологию», курс так и назван: «зоология с введением в биологию». На все это отведено 196 часов и один экзамен. Считаю, что это количество часов минимально для прохождения «зоологии беспозвоночных» и «зоологии позвоночных». По каждому из этих курсов надо восстановить экзамен, «Введение в биологию» ни в курсе зоологии, ни в качестве самостоятельной дисциплины не нужно. Я думаю, что гораздо полезнее включить в план курс «основы дарвинизма», который по каким-то причинам выпущен.
Примерно так же, как с зоологией, обстоит дело с «биологией зверей и птиц». Учебный план отводит для второго курса один экзамен. Издавна «биология зверей» и «биология птиц» считаются у нас самостоятельными учебными дисциплинами, по каждой из них был экзамен. Они и читаются-то всегда разными преподавателями, так как достаточно специфичны. Ну, а значение их для охотоведов настолько очевидно, что в доказательствах не нуждается. Думаю, что время на лабораторные занятия по этим дисциплинам (на них, как правило, изучается систематика) надо увеличить и восстановить экзамен по каждой из них. Безусловно полезно увеличение практикума по зоологии, особенно по зоологии позвоночных, ибо сведения по группам животных, не служащих объектом охоты, будущие охотоведы получают только на этом курсе, а знание их необходимо.
Я высказал лишь некоторые замечания, которые, на мой взгляд, могут улучшить план. Создание доброкачественного плана, как я уже говорил, по силам лишь коллективу.
Признавая первостепенное значение учебного плана, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, не могу не сказать и о программах. Создание полноценных программ по всем дисциплинам - задача столь же важная, как и составление плана. Особенно важно составить программы для охотоведов по неспециальным дисциплинам, так как по ним кафедры используют программы, предназначенные для других специальностей.