Н. Граков - Охотовед - прежде всего биолог
Статья напечатана в журнале "Охота и охотничье хозяйство" N 6, 1972 г. (В рамках дискуссии: "Совершенствовать подготовку охотоведов")
Знакомство с учебным планом охотоведческого факультета Иркутского сельскохозяйственного института вызывает, мягко говоря, недоумение. Общеобразовательные предметы, весьма далекие от охотоведения и биологии, занимают в нем 1635 часов, общеобразовательные биологические дисциплины - 1300 часов и собственно охотоведческие дисциплины - 1175 часов. Наверно, это единственный план, который отводит на специальные дисциплины менее одной трети учебного времени.
Можно много спорить о правомочности каждого запланированного курса в том или ином объеме, но не подлежит никакому сомнению, что охотоведам-биологам не стоит тратить время на изучение вопросов животноводства, а гораздо полезнее прослушать курс морского зверобойного промысла, если учесть, что большинство работников этого профиля вышли из числа охотоведов. В учебном же плане ИСХИ курс «морской зверобойной промысел» не значится. Вместо того, чтобы изучать курс высшей математики, просто необходимо было бы прослушать курс биологической статистики, где математика имела бы подсобное значение. Биологическая статистика нужна охотоведам, которые много времени уделяют количественному учету зверей и птиц и должны уметь оценивать статистическую достоверность полученных результатов. Совсем не лишним был бы специальный курс охотничьей таксации в объеме 60 часов, который сейчас на факультете охотоведения Кировского сельскохозяйственного института входит в курс биотехнии. Вместо смешанного курса биотехнии и охраны природы охотоведам надо читать два раздельных курса: биотехника и основы рационального природопользования, включающие в себя наше законодательство по охране природы. Я не берусь определять объем этих двух курсов, но в необходимости их для охотоведов сомневаться не приходится. Вместо странного предмета - товароведение продуктов охотничьего хозяйства- необходимы два курса: товароведение пушно-мехового сырья и сопутствующая охотничьему промыслу продукция. То, что в стране пока мало специалистов последнего профиля, не может служить препятствием для введения курса, так как, не читая его будущим охотоведам, невозможно подготовить их для грамотного руководства сбором дикорастущих грибов и ягод, лекарственно-технического сырья, которым занимаются сейчас промыслово-охотничьи хозяйства и районные заготовительные конторы.
Учебный план ИСХИ для студентов охотоведческого факультета, к сожалению, отражает ту еще не изжитую тенденцию в нашем охотничьем хозяйстве, в результате которой недооценивается значение специальных знаний для руководства этой отраслью народного хозяйства. До сих пор охотничьим хозяйством нередко руководят специалисты сельского хозяйства - агрономы, ветврачи, зоотехники, не имеющие ничего общего с охотоведением, а то и вовсе далекие от этого дела люди. Не мудрено, что при таком отношении к отрасли будущим специалистам в учебный план вводят самые разнообразные и далекие от охотоведения предметы.
В заключение необходимо остановиться на предложении некоторых товарищей пересмотреть само название специальности и вместо звания «биолог-охотовед» присваивать выпускникам охотоведческих факультетов звание «ученый охотовед». Тот факт, что охотоведов сейчас готовят сельскохозяйственные институты, а охотничье хозяйство считается отраслью сельского хозяйства, в данном случае недостаточен. Специфичность охотничьего хозяйства очевидна. Оно так же, как лесное и рыбное хозяйство, сильно отличается от сельскохозяйственного производства.
Нет необходимости отождествлять охотничье хозяйство с сельским на том основании, что охотой занимается преимущественно сельское население, а охота входит как отрасль в хозяйственный комплекс некоторых северных совхозов и колхозов. Гораздо важнее учитывать особенности охотничьего хозяйства и существо работы охотоведа. Оно заключается в том, что охотовед, будучи организатором охотничьего хозяйства, должен быть прежде всего хорошо подготовленным экологом, потому что имеет дело с восполнимыми естественным путем ресурсами дикой живой природы. Именно дикой, а не культурной, с которой имеет дело сельское хозяйство. И это отличие очень существенно.
Охотовед выступает прежде всего как биолог, с позиций учения о биогеоценозе и естественного равновесия в нем подходит к эксплуатации охотничьих зверей и птиц, пищевых и лекарственно-технических ресурсов растительного мира. Это отражено в названии профессии и в наборе дисциплин, которые должен изучать биолог-охотовед. Кстати заметим, что за границей аналогичные специалисты называются биологами дичи. Отечественный термин «биолог-охотовед» лучше отражает существо дела, сохраняя в то же время свою биологическую основу.
Если некоторые выпускники факультета охотоведения ИСХИ полагают, что они могут вести дело рационального использования животного и растительного мира дикой природы только с позиций знаний экономики, организации и техники охотхозяйственного производства, то они глубоко заблуждаются. Охотничьему хозяйству сейчас как никогда нужен биолог-охотовед, отлично подготовленный к рациональному природопользованию с позиций современной экологии. Значение экологического и в широком смысле биологического образования для охотоведа со временем будет только возрастать.
Нет оснований и для того, чтобы умалять специфику охотничьего хозяйства, пытаясь найти его общность с сельским хозяйством. От того, что особенности охотничьего хозяйства до сих пор учитывали недостаточно, применяя к нему привычные сельскохозяйственные мерки, проистекают многие трудности и недостатки в развитии нашей отрасли. Странно, что некоторые охотоведы не понимают всей важности этих положений и под видом благих намерений умаляют значение и специфичность своей отрасли хозяйства и сегодняшнее звание своей профессии.