Н.С. Фомина - Путешествие по карте острова Беринга: мыс Гаупта и мыс Забияки
Статья Н.С. Фоминой (Напечатана в Интернет-газете "Алеутская Звезда" www.news.aleuts.ru, 2013, N 3).
Есть на карте Командорских островов много необычных, интересных названий мысов, гор, бухт, рек. Некоторые из них связаны с фамилиями первооткрывателей островов, в других – сохранились особенности и история хозяйственной деятельности людей, их имена или алеутские слова, в третьих чисто географические особенности. Но есть названия очень привычные для нас, особенно в северной части острова Беринга, например мыс Забияка или мыс Китовый. Названия, что говорится, на слуху. Эти мысы видны из окон наших квартир, обращённых на запад. У Ильи Тихоновича Симакова в песне «Цветные Командоры» есть строчка: «Скатилось солнце за Китовый мыс». А ведь на картах он значится как мыс Гаупта (Китовый).
Кто такой был Гаупт? И как судьба занесла его на Командоры? И почему следующий к северо-западу мыс носит имя «Забияка»? Ответы на эти вопросы следует искать в истории нашего архипелага 19 века.
С 1870 года хозяином на Командорских островах стала американская компания «Гутчинсон, Кооль и Кo», взявшая в аренду на 20 лет здешние пушные промыслы. В 1891 году её деятельность была прекращена. Добыча пушнины на Командорских островах перешла в руки российских компаний (Русское Товарищество котиковых промыслов). И в эти же 90-тые годы 19 века разворачивается невиданный доселе браконьерский бой морских котиков японскими котиколовными шхунам, в меньшей мере промысловыми судами Канады и США в море, на путях миграций зверей. Для защиты своих экономических интересов на Дальнем Востоке Россия направляет в Тихий океан императорский военно-морской флот. В 1892 году в Авачинскую губу заходит крейсер «Забияка» — парусно-винтовой корабль, который начинает нести патрульную службу в водах Берингова моря. Это был крейсер II ранга. Командиром на нём с 7 февраля 1894 по 7 мая 1895г. служил капитан II ранга Николай Александрович Гаупт, потомственный опытный морской офицер с тридцатилетним стажем, в дальнейшем продолживший службу на знаменитом крейсере «Рюрик». (Своим героизмом экипаж «Рюрика» вошёл в историю русско-японской войны наравне с «Варягом». Место его гибели обозначено на всех морских картах. Потому-то при прохождении через координаты его затопления, корабли гудят, и на них приспускают флаг в память о погибшем крейсере).
Построенный на верфи Крампа в Филадельфии по специальному техническому заданию крейсер «Забияка» должен был выполнять в военное время функции эскадренного разведчика и посыльного корабля, а в мирное – нести стационарную службу. Быстроходное судно, с максимально экономичными котлами, с небольшой осадкой и хорошим вооружением, с экипажем в 150 человек, размещённых в комфортных условиях, таким планировался будущий крейсер « Забияка». Спущенный на воду в октябре 1878 году клипер стал нести службу с 25 мая 1879 года. Уже на следующий год военное судно ушло из Кронштадта в Тихий океан, где находилось три года. Затем были Балтика, Чёрное и Средиземное моря, откуда в марте 1892 года корабль, ставший крейсером II ранга, возвращается снова на Дальний Восток, и теперь уже навсегда. В Беринговом море в паре с крейсером «Крейсер» «Забияка» выполнял гидрографические промеры, съёмку и обследование островов Петропавловской и Угольной бухт Авачинской губы. С мая по октябрь ежегодно корабль отправлялся на Командорские острова для охраны котикового промысла от японских браконьеров. В 1894 году в очередной раз «Забияка» под командованием нового капитана Н.А. Гаупта выполнял задание у Командорских островов. Офицеры крейсера проводили съемку северо-западной части острова Беринга, обследовали шлюпочным промером Никольский рейд и часть пространства к северу и западу от острова Топоркова, составляли глазомерный план котикового лежбища на северном берегу, известное нам как «Северное».
Тогда-то экипаж корабля и предложил назвать мысы в северо-западной части острова Беринга в честь корабля и его командира, что и было сделано в том же, 1894 году. Так и остались их имена — корабля и его капитана рядом на соседних мысах на карте острова Беринга. Но не только, оказывается и в Охотском море сохраняется память о корабле в названии залива — залив Забияка, обозначенный на картах с 1897 года.
К началу русско-японской войны крейсер «Забияка» базировался в Порт-Артуре, где и был затоплен после попадания трёх японских снарядов 12 октября 1904 года. Перед сдачей японцам Порт-Артура 19 декабря 1904 года моряки дополнительно подорвали корпус затопленного «Забияки», чтобы тот не достался врагу. И действительно, японцы не стали поднимать старый корабль. Героическая жизнь славного крейсера Российского флота завершилась. В 1905 его списали из состава Сибирской флотилии.
В период русско-японской войны Николай Александрович Гаупт был уже контр-адмиралом и начальником Владивостокского порта. В ноябре 1906 года его произвели в вице-адмиралы с последующим увольнением со службы по болезни. Он скончался в 1909 году в Гатчине и похоронен в Старом Петергофе. За более чем сорокалетнее служение Отечеству был награждён Орденами Св. Владимира 4-й и 3-й степени, орденом Св. Станислава 1-й ст. и Св. Анны 1-й ст. с мечами.
В завершении своего «путешествия» по карте острова Беринга хочу познакомить читателей с выдержкой из документа, опубликованного в книге Н.А. Пахомова «Крейсер II ранга « Забияка», переизданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге.
Из рапорта Гаупта Н.А. – капитана II ранга: «20 сентября (1894), при тихой погоде, ушёл из Петропавловска в седьмое крейсерство. К вечеру задул свежий SW, с пасмурностью и крупным волнение, сопровождавший крейсер до самых островов. 22 числа утром, SW стих. Решив воспользоваться временным затишьем – редким в это время года, повернул от северного лежбища в Никольское, куда имел почту из Петропавловска. Прибывший на крейсер окружной начальник г. Гребницкий, подтвердив ещё раз, что шхун у островов нет, сообщил, что в Никольском свирепствует крупозная пневмония, имеющая эпидемический характер, жертвами коей уже были 5 алеутов. Опасаясь за здоровье команды, сообщения с берегом не разрешил, командировав на берег, по просьбе г. Гребницкого только судового врача, который донёс мне, что медикаментов для борьбы с эпидемией в селении совершенно достаточно. Засвежевший N вскоре заставил уйти из Никольского. Направившись к Монати, ночь держался под косыми парусами, а на другой день в последний раз зашёл в Никольское на несколько часов, чтобы взять почту».
Н.С. Фомина
Фотоисточник: — «Корабли и сражения — Крейсер II ранга Забияка (1878-1904) Н.А. Пахомов»