В.Ф. Гаврин - Задачи научного охотоведения в развитии охотничьего хозяйства
Статья В.Ф. Гаврина в сборнике "Охотоведение" (Москва, "Лесная промышленность", 1972 г.)
Современное развитие различных отраслей народного хозяйства, неуклонное повышение эффективности общественного производства для обеспечения растущих материальных и культурных потребностей социалистического общества немыслимо без научных исследований всех проблем, касающихся сферы материальной и духовной жизни людей. Эпоха научно-технической революции выдвинула науку непосредственно в производительные силы общества, ибо наука стала не только областью теоретического мышления человека, но и его практической деятельностью, единством того и другого.
В системе народного хозяйства нашей страны охотничье хозяйство развивается как самостоятельная отрасль, постепенно складывающаяся в процессе разделения общественного труда. Охотничье хозяйство как специфическая форма общественного производства возникло и развивается на основе эксплуатации ежегодно возобновляемых ресурсов диких зверей и птиц. Самостоятельность охотничьего хозяйства как отрасли экономики обусловлена не только специализацией подготовки кадров охотоведов, особыми профессиональными навыками охотников и их производственными отношениями в конкретных охотхозяйственных предприятиях, но и рядом важных правительственных постановлений. В постановлениях подчеркивалось, что все дикие звери, птицы и угодья, населенные ими, составляют государственный охотничий фонд, являются общенародной собственностью независимо от того, какому ведомству переданы охотугодья для эксплуатации.
Охотничье хозяйство является прежде всего областью материального производства, имеющего в основе своей товарный характер. Как и прочие отрасли народного хозяйства, охотничье хозяйство развивается на основе экономических законов социализма. Однако в отличие от многих других отраслей, охотничье хозяйство призвано удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности общества.
Это, на первый взгляд, кажется противоречием и усложняет понимание социально-экономической сущности данной отрасли. Мы считаем, однако, что верным компасом в прогнозной оценке главного направления развития охотничьего хозяйства является его экономическая сущность, связанная с производством товарной продукции, т. е. материальных вещей. В то же время хорошо организованное охотничье хозяйство, функционирующее на основе принципов хозрасчета и рентабельности, может полнее удовлетворить запросы охотников-любителей в разнообразных отечественных охотах. В этом случае сама охота становится своеобразным товаром, и совершенно закономерно, что охотник-любитель вынужден оплачивать в организованном охотничьем хозяйстве такую спортивную охоту, поскольку им присваиваются добытые трофеи.
На различных этапах развития советского общества охотничье хозяйство претерпевало существенные организационно-экономические изменения. Эти изменения заключались не столько в передаче управления делами охоты в разные ведомства и министерства, сколько в постепенном переходе от простого промысла диких животных к хозяйствованию в охотничьих угодьях. Постепенно промысел «даров природы» заменился правильным ведением охотничьего хозяйства на основе воспроизводства запасов диких животных. Труд охотника и охотоведа в организованном охотничьем хозяйстве стал более похожим на труд земледельца, агронома и зоотехника.
Основные вехи в развитии социалистического охотничьего хозяйства были определены рядом постановлений партии и правительства. В 1920 г. был создан Всероссийский Совет охотников, который в 1924 г. был преобразован во Всероссийский промыслово-кооперативный союз охотников (Всекохотсоюз). Эта крупная специализированная охотхозяйственная организация объединяла всех охотников страны - профессионалов (промысловиков) и любителей (спортсменов). Основное внимание Всекохотсоюз уделял развитию пушного промысла, что диктовалось тогда острой потребностью государства в валюте.
Второй этап в развитии охотничьего хозяйства был обусловлен коллективизацией сельского хозяйства. Все охотники-промысловики и полупромысловики (к началу 30-х годов их насчитывалось более 1,5 млн. человек) вступили в колхозы, и труд их на охотничьем промысле был обобществлен. В 1933 г. Всекохотсоюз был ликвидирован. Промысловая охота были передана в колхозы, спортивно-любительская - в Комитет физкультуры и спорта. Охотник-колхозник стал ведущей фигурой в добыче пушнины и пернатой дичи - единственных тогда видов товарной охотпродукции. Общее государственное руководство отраслью с 1931 г. перешло из Наркомата земледелия к Союзпушнине Наркомвнешторга, с 1936 г.- к Заготпушнине Наркомата заготовок, которая была реорганизована в 1940 г. во Всесоюзное объединение Заготживсырье этого же наркомата.
В то же время развитие спортивно-любительской охоты приняло односторонний характер. Вместо серьезного ведения хозяйства в охотугодьях и экономического подхода к решению проблемы организации сети конкретных охотничьих хозяйств, усилия малочисленных и разрозненных охотколлективов и массы неорганизованных охотников-любителей были направлены на развитие стендовой стрельбы, различных соревнований и выставок.
В 1940 г. в РСФСР была создана Государственная охотничья инспекция по надзору за соблюдением правил, сроков и способов охоты. В 1944 г. она была преобразована в Главное управление по делам охотничьего хозяйства при СНК РСФСР с госохотинспекциями при исполкомах в большинстве областей и краев.
Всесоюзное объединение Заготживсырье Наркомата заготовок наряду с укреплением ранее созданных промыслово-охотничьих станций (ПОС) и промыслово-охотничьих хозяйств (ПОХ) в 1943 г. приступило к организации сети государственных промысловых ондатровых хозяйств (ГОХ). В 1953 г. при Министерстве сельского хозяйства СССР организовано Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников. В 1956 г. Главохота РСФСР реорганизована в Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.
Ретроспективно оценивая эти реорганизации органов государственного управления охотничьим хозяйством, следует отметить закономерное расширение охраны и воспроизводства ресурсов диких животных, охраны природы вообще. Охотоведы законно гордятся тем, что они первыми в стране подняли вопрос об организации государственных заповедников и заказников. Охрана фауны способствует рациональному использованию диких животных в охотничьем хозяйстве.
В конце 50-х годов был принят ряд правительственных постановлений, наметивших развитие охотничьего хозяйства на современном этапе. В 1956 г. было ликвидировано Заготживсырье и все заготовки пушнины и другой охотничьей продукции переданы в систему потребительской кооперации, которая с 1958 г. стала организовывать охотничье-звероводческие хозяйства (коопзверпромхозы).
В 1959 г. Совет Министров СССР вынес постановление «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства». В постановлении особо указывалось, что дальнейшее развитие охотничьего хозяйства и его интенсификация возможны лишь при условии постепенной ликвидации обезлички в использовании охотничьих угодий. Этим постановлением правительство разрешило распределять единый государственный охотничьий фонд страны междугосударственными, колхозно-кооперативными и общественными охотничьими организациями, которые имеют юридическое право создавать на отведенных им охотугодьях товарные охотничьи хозяйства.
Для закрепления и охотустройства угодий основным охотпольователям (ведомствам) в дополнение к охотустроительной организации Росгипрозема, обслуживающей Крайний Север, в системе Главохоты РСФСР были созданы три крупные охотустроительные экспедиции - в Москве, Новосибирске и Хабаровске. В 1971 г. эти экспедиции были преобразованы в хозрасчетные проектно-изыскательские экспедиции Главохоты РСФСР.
В 1965 г. Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников МСХ СССР было преобразовано в Главное управление по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству МСХ СССР. На это управление были возложены задачи координации деятельности республиканских управлений в области охраны природы и охотничьего хозяйства, а также регулирования зарубежных связей советских специалистов по вопросам охраны природы и охотничьего хозяйства.
Таким образом, в стране сформировались четыре основных охотпользователя со своими органами управления, материальными ресурсами и финансированием капиталовложений по линии государственной и кооперативно-колхозной форм собственности:
1. Министерство сельского хозяйства РСФСР. На Крайнем Севере и в приравненных к нему районах за 320 промысловыми колхозами и совхозами закреплено около 500 млн. га охотугодий.
2. Потребительская кооперация. Осуществляет заготовку дикой пушнины на всей территории страны, кроме специализированных хозяйств. Организовано около 120 коопзверопромхозов, за которыми государством закреплено свыше 250 млн. га преимущественно таежных угодий.
3. Государственные управления охотничьим хозяйством образованы при советах министров союзных республик, либо при республиканских министерствах (госкомитетах) лесного хозяйства или госкомитетах охраны природы. Помимо контрольно-инспекционных функций государственные охотничьи органы за последнее десятилетие успешно развивают и охотхозяйственное производство. Так, в системе Главохоты РСФСР к началу 1971 г. было организовано 75 государственных промысловых охотничьих хозяйств на площади почти 190 млн. га. Кроме того, в союзных республиках организовано, более 100 государственных специализированных охотничьих, лесоохотничьих и заповедно-охотничьих хозяйств, которые добились на своих территориях значительных успехов в сохранении и повышении численности ценных охотничьих зверей и птиц.
4. Добровольные общества охотников - общественная форма объединения охотников-любителей, сложившаяся в каждой союзной республике в стройную хозрасчетную систему. К началу 1971 г. за обществами охотников государство закрепило (преимущественно в обжитых районах страны) более 225 млн. га охотугодий, на которых создано свыше 6800 приписных охотхозяйств областных и районных обществ охотников, 165 охотхозяйств Всеармейского военно-охотничьего общества и 50 хозяйств общества «Динамо». Общества охотников одновременно с развитием спортивной охоты все большее внимание уделяют сдаче государству товарной охот-продукций в виде пушнины, мяса дичи, рыбы и др.
В ходе выполнения постановления Совета Министров СССР от 1959 г. более половины площади охотугодий страны (свыше 1 млрд. га) передано государственным, колхозно-кооперативным и общественным охотхозяйственным организациям. Такое ведомственное разделение единой отрасли народного хозяйства обусловлено особенностями развития экономики социалистического общества и сложностью процесса освоения возобновимых ресурсов дикой фауны и флоры на огромной территории нашей страны. В сложившихся условиях должна возрасти роль специализированных государственных органов управления охотничьим хозяйством, усилен контроль за рациональным использованием охотугодий и ответственность охотпользователей перед государством за ведение конкретных высокопродуктивных охотничьих хозяйств независимо от их ведомственной подчиненности.
Начало советского научного охотоведения было положено организацией в 1922 г. под руководством проф. Б. М. Житкова биологической охотничье-промысловой станции при Тимирязевской сельскохозяйственной академии в г. Москве. С 1927 г. по решению местных партийных и советских органов аналогичные зональные охотничье-промысловые станции были созданы в ряде крупных центров страны (Иркутске, Новосибирске, Свердловске, Казани, Ленинграде и др.), которые поддерживали связь с московской станцией. На базе этих научных станций в 1932 г. был создан первый в стране Всесоюзный научно-исследовательский институт пушно-мехового и охотничьего хозяйства (Кирис, 1965). В последующие годы этот институт неоднократно преобразовывался и расширялся. В настоящее время Всесоюзный научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства (ВНИИОЗ) с 14 зональными отделениями входит в систему Центросоюза.
Большой вклад в развитие научного охотоведения внесли Всесоюзный научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства, Московский пушно-меховой институт, Ленинградская лесотехническая академия, Лаборатория лесного охотоведения ВНИИЛМ, Иркутский сельскохозяйственный институт, Московский государственный университет, зоологические, биологические и географические институты системы Академии наук СССР, государственные заповедники, ряд педагогических вузов страны и Центр кольцевания птиц.
В последние годы охотоведческие исследования расширились в результате возросшего значения охотничьего хозяйства в жизни страны. Организован факультет охотоведения при Кировском сельскохозяйственном институте, расширена лаборатория промысловых животных при сельскохозяйственном институте Крайнего Севера (г. Норильск), создан сектор охотоведения при Институте зоологии АН УССР. Активизировались исследования повышения продуктивности охотничьих угодий и охраны ценных животных в Центральной лаборатории охраны природы МСХ СССР. В 1968 г. при Главохоте РСФСР была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория охотничьего хозяйства и заповедников (ЦНИЛ Главохоты РСФСР). В составе лаборатории семь структурных отделов, которые охватывают основные проблемы охотоведения.
Научное охотоведение возникло из потребностей охотничьей практики. Наряду с развитием охотничьего хозяйства постепенно расширялся и углублялся фронт научных исследований в области охотоведения. На разных этапах развития социалистического охотничьего хозяйства выдвигались важнейшие проблемы охотоведения. Так, в 20-х годах ученые-охотоведы разрабатывали вопросы восстановления разрушенного войной охотничьего хозяйства страны, изучали биологию и экологию основных видов охотничьих пушных зверей, их географическое распространение, внутривидовую изменчивость, сроки линьки и качество меха, питание. Эти исследования послужили основой для разработки пушно-меховых стандартов и подготовили базу для организации в стране клеточного звероводства (Житков, 1928). В последующие десятилетия охотоведение также занималось изучением проблем, связанных преимущественно с рациональным использованием ресурсов пушных зверей, обогащением фауны страны новыми ценными видами (ондатра, нутрия американская норка и др.). Это диктовалось потребностями государства, поскольку пушнина позволяла получать на международных аукционах свободно конвертируемую валюту, необходимую для индустриализации страны.
Основные направления современного научного охотоведения сформулировались из тематических планов Всесоюзного научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства, из учебных программ по подготовке охотоведов высшей квалификации Московского пушно-мехового института (с 1956 г. Иркутского сельскохозяйственного института). Охотоведение опирается на достижения ряда фундаментальных наук - биологии, экологии, зоологии, ботаники, биогеографии, экономики, социологии и др. Оно не только обогащается этими науками, но и, в свою очередь, способствует их развитию, особенно в вопросах изучения экологии ценных зверей и птиц, рационального использования их возобновимых ресурсов и комплексного природопользования. На современном этапе научно-технического развития грани между прикладными и фундаментальными науками постепенно стираются.
Современное охотоведение можно определить как науку о законах развития охотничьего хозяйства, принципах и методах его ведения по рациональному использованию и охране охотничьих животных в соответствии с природными условиями и национальными традициями страны. Охотоведение разрабатывает ряд организационно-экономических, биологических и технических проблем, которые охватывают основные стороны охотхозяйственного производства.
Содержанию научного охотоведения, его структурным разделам и важнейшим проблемам, соответствующим современному этапу развития охотничьего хозяйства, посвящен ряд исследований (Гаврин, 1969; Банников, Гаврин, 1970; Гусев, 1970; Дежкин, 1971). Однако теория охотоведения разрабатывается у нас недостаточно, поэтому мы выделяем лишь основные проблемы охотоведческих исследований, которые, на наш взгляд, соответствуют поставленным задачам интенсификации охотничьего хозяйства как сферы общественного производства.
Экономика охотничьего хозяйства, его организация и управление. Постепенный переход от простого промысла и заготовок охотпродукции к строительству конкретных товарных охотхозяйственных предприятий в виде широкой сети промысловых и спортивных охотхозяйств, требует серьезных экономических исследований. Этого требует и экономическая реформа, проводимая во всех отраслях народного хозяйства нашей страны. Вот почему мы считаем проблему экономики, организации и управления охотничьим хозяйством на данном этапе его развития проблемой первостепенной важности. Успех интенсификации охотничьего хозяйства и повышение его товарной продуктивности зависят от того, насколько разумно экономически организуются конкретные охотхозяйственные предприятия и управление отраслью.
В охотничьем хозяйстве СССР и в сфере его обслуживания в настоящее время занято вместе с зарегистрированными охотниками до 4 млн. человек. Следовательно, в системе народного хозяйства страны сложился крупный экономический комплекс охотничьего производства. Этот комплекс имеет тенденцию расширения за счет роста числа охотников и спроса на охотпродукцию (Гаврин, 1970).
Охотничье хозяйство развивается на основе ряда экономических законов социализма: закона максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей советского общества; закона социалистического накопления и расширенного воспроизводства; закона стоимости; закона планомерного и пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства и закона распределения по труду. С этих позиций значительно легче поставить и основные задачи охотоведения в области экономики и организации охотничьего хозяйства.
Удовлетворение постоянно возрастающих потребностей советского общества в охотпродукции возможно только при условии интенсификации охотничьего хозяйства, т. е. всемерного повышения биологической и хозяйственной продуктивности охотничьих угодий. (Биологическая продуктивность охотничьих угодий равнозначна их естественной производительности, т. е. общей численности всех видов животных на единицу площади к началу сезона охоты. Хозяйственная продуктивность охотничьих угодий — это показатель количества добытых охотниками животных с единицы площади за охотничьий сезон. Хозяйственная продуктивность включает в себя потребительскую и товарную продукцию, получаемую от добычи охотничьих зверей и птиц).
Эту задачу нужно решить в первую очередь в уже созданных промысловых и спортивных охотхозяйствах, которым государство выделило лучшие угодья страны и в которых имеются организационно-экономические предпосылки для ее выполнения.
Дальнейшее совершенствование структуры и организации промысловых и спортивных охотхозяйств, создание экономических условий для их развития должно быть поставлено на научную основу.
Интенсивное охотничье хозяйство промыслового или спортивного направления должно органически сочетать на своей территории производственные работы по учету, воспроизводству, эксплуатации и охране всех видов охотничьих зверей и птиц, а также других охотничье-промысловых ресурсов дикой фауны и флоры.
Работы по учету животных и их охране составляют неотъемлемую часть производственного годового цикла в охотхозяйственном предприятии. Это необходимо учитывать при экономическом анализе деятельности предприятия и расчетов по себестоимости отдельных видов охотпродукции. В правильно организованных охотхозяйствах площадью 30—150 тыс. га, расположенных в густонаселенных районах страны, егерь должен осуществлять охрану, учет и воспроизводство фауны, активно участвовать в ее эксплуатации.
Охрана охотничьих животных, создание особо охраняемых воспроизводственных участков (помимо сети государственных заповедников и заказников) становятся насущными задачами многих спортивных и промысловых хозяйств, расположенных в магистральных районах страны.
Опыт работы государственных и колхозно-кооперативных промысловых охотхозяйств показывает, что они могут развиваться на принципах хозрасчета и рентабельности только при условии комплексного использования ресурсов дикой фауны и флоры (Аммосов, 1965). Организация различных отраслей внутри охотничье-промысловых хозяйств (развития звероводства, добычи рыбы, сбора орехов, грибов, ягод и других продуктов) должна быть направлена на всемерное укрепление прежде всего охотничьей отрасли. В связи с этим огромное значение приобретает изучение организации труда штатных охотников промхозов, их материального стимулирования и круглогодичной занятости. Значительный эффект в повышении производительности труда штатных охотников на промысле дает организация их в специализированные бригады (промысел песца, ондатры, сбор кедрового ореха и т. д.). Необходимо разрабатывать научно обоснованную прогрессивную оплату труда штатных охотников, совершенствовать ее с учетом колебаний численности добываемых животных в различные годы (Стахровский, 1965). Однако целесообразность перехода оплаты труда охотников от закупочных цен на добытую пушнину и дичь к расценкам по определенной тарифной ставке и нормам выработки нуждается в серьезном научном обосновании.
Важная проблема - организация подготовки кадров, обучения молодых охотников в целях полного освоения промысловых ресурсов. Вероятно, наиболее естественным и целесообразным следует признать совмещение профессии охотника и рыбака.
Как показал В. Н. Дерягин (1968), в охотничьем хозяйстве, имеющем товарный характер производства, с известными ограничениями действует закон стоимости как в сфере производства, так и в сфере обращения. Автор исследовал известные положения К. Маркса, который различал в охотничьем хозяйстве две формы: экстенсивную и интенсивную. В экстенсивном охотхозяйстве, или при простом промысле, затраты на добычу зверя или птицы сводятся только к труду охотника. В интенсивном охотничьем хозяйстве определенная доля общественного труда затрачивается на охрану, учет и воспроизводство диких животных. В этом случае разводимые и охраняемые звери и птицы могут иметь стоимость, как разводимый скот в сельском хозяйстве.
Эти важные теоретические положения должны лечь в основу разработки новых экономических принципов деятельности интенсивных приписных охотхозяйств спортивного направления и, прежде всего, введения платности охот на некоторые виды зверей и птиц, требующих специального обслуживания егерями.
В охотничьем хозяйстве слабо разрабатываются вопросы ценообразования на разнообразную охотпродукцию, которые должны быть дифференцированными для разных природно-экономических районов страны. Правильное, научно обоснованное построение закупочных и сбытовых цен обеспечит материальную заинтересованность охотников, повысит выход товарной охотпродукции и рентабельность охотхозяйственных предприятий. Повышение цен на промысловую пушнину в 1950 г. и 1968 г. для районов Крайнего Севера, и в 1970 г. для магистральных районов страны в значительной мере укрепило экономику охотхозяиств. Однако этого повышения цен еще недостаточно. Помимо повышения закупочных цен на промысловую пушнину и мясо дичи необходимо разрабатывать также и другие стимулирующие мероприятия.
Известно, что мясо дичи по своим вкусовым качествам и питательности не уступает мясу домашнего скота и птицы, а во многих случаях превосходит его. Мясо дичи - прекрасный гастрономический и диетический продукт, который в большинстве стран мира оценивается выше мяса домашних животных. Экономически обоснованное повышение цен на мясо отдельных видов копытных зверей и пернатой дичи до уровня или выше закупочных цен на мясо домашнего скота и птицы в значительной мере укрепит экономику промысловых и спортивных охотхозяиств.
Правильное применение экономического закона планомерного и пропорционального развития народного хозяйства к рассматриваемой отрасли позволит упрочить ее экономическое положение. Особенно важно разработать организационные и экономические принципы сочетания интересов охотничьего хозяйства с сельским, лесным, водным и рыбным хозяйствами, которые являются основными юридическими фондодержателями земельных (пашни), лесных и водных угодий.
Исходя из важной теоретической предпосылки единства организма и среды, можно представить, какое огромное значение для судеб охотничьего хозяйства имеют формы и методы ведения сельского, лесного, водного и рыбного хозяйств. Необходимость интенсификации этих отраслей ведет к трансформации охотничьих угодий, их обеднению видовым составом охотничьих животных и снижению их численности.
Однако отечественный и зарубежный опыты показывают, что, не снижая продуктивности сельского, лесного и рыбного хозяйств, можно создать условия и для развития охотничьего хозяйства. Представляется важным разработать принципы экономического стимулирования наших колхозов, совхозов, лесхозов, леспромхозов и рыбхозов в деле разведения охотничьих животных. Разработка методов комплексного использования природных ресурсов, специфичных для разных природно-экономических районов страны, также является важной задачей.
Фауна охотничьих зверей и птиц СССР, как ежегодно возобновимый ресурс биосферы Земли, составляет часть экономического потенциала нашей страны. В связи с этим возникает неотложная задача экономической оценки всех ресурсов охотничьих животных, для чего необходима специальная научная разработка методик их комплексной оценки. Проведение этих исследований и внедрение их результатов в практику обеспечат разработку оптимального планирования развития охотничьего хозяйства в целях повышения хозяйственной продуктивности угодий и получения товарной продукции от всех трех основных групп охотничьих животных: пушных зверей, диких копытных зверей, пернатой дичи. Необходимо совершенствовать планирование объема и сроков добычи диких животных - исходя из конкретного охотничьего хозяйства, административного района, области, края, АССР, союзной республики страны в целом. При этом важно знать, что конечный результат деятельности охотничьего хозяйства оценивается по выходу товарной продукции с единицы площади угодий не за календарный год, а за осенне-зимний сезон, т. е. за IV и I кварталы смежных годов.
Учитывая биологическую ценность каждого вида животного как самостоятельного природного ресурса, для ведомственного анализа следует разработать и внедрить в практику повидовые планы их добычи хотя бы в масштабах хозяйства. Выполнение повидовых планов добычи должно отражаться в бухгалтерских проводках и годовых отчетах. Нельзя признать нормальным фигурирующий в отчетах промхозов показатель «Мясо диких животных», под которым скрыты различные виды диких копытных, боровой и водоплавающей дичи.
Учет численности отдельных видов охотничьих зверей и птиц и их повидовой добычи - один из важнейших разделов производственной деятельности каждого охотхозяйственного предприятия. Эти данные имеют и огромную научную ценность.
В исследования экономики охотничьего хозяйства должны входить общие вопросы дальнейшего развития отрасли. На огромной территории нашей страны, охватывающей пять ландшафтно-географических зон, должен быть строго дифференцированный подход к организации и оценке деятельности охотничьего хозяйства. Поэтому представляется целесообразным прежде всего разделить территорию нашей страны на три охотэкономических зоны, или области - промысловую, полупромысловую и спортивно-любительскую, уточнив границы между ними. Существующее деление страны на две зоны, промысловую и непромысловую, слишком схематично.
Государственное управление охотничьим хозяйством нашей страны с ее необычайным разнообразием природно-экономических условий должно быть основано на охотэкономическом районировании. Д. Н. Данилов (1963) в результате исследований продуктивности охотничьих угодий обосновал выделение в СССР семи охотэкономических провинций: Дальнего Востока, Восточной Сибири, Западной Сибири, Средней Азии, Урала, европейской территории, Кавказа. При этом часть сибирских и азиатских охотпровинций соответствует экономическим районам страны, а три последние охот-провинций он разделил на 10 охотэкономических районов с десятью подрайонами. Предложенную Д. Н. Даниловым схему нужно совершенствовать на основе комплексной оценки выделенных районов с обязательным введением эколого-географической характеристики охотничьей фауны на ландшафтной основе. Охотэкономические районы должны выделяться по комплексу признаков, которые в сумме могут характеризовать охотхозяйственную специализацию каждого из них. Такая биолого-экономическая оценка охотничьего хозяйства на зонально-ландшафтной основе с учетом национальных традиций в охоте должна служить обоснованием для дифференцированного ведения охотничьего хозяйства.
Интенсификация охотничьего хозяйства требует значительных капиталовложений на воспроизводство, учет и охрану фауны, на освоение отдаленных районов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности промхозов показывает, что реализация охотничьей продукции в виде сырья не дает значительных прибылей. Частичная переработка в готовую продукцию пушно-мехового и другого сырья, добываемого в промхозах, позволит укрепить экономику промхозов, повысить их рентабельность, прибыль. Все это даст возможность вкладывать больше средств в развитие основной отрасли - охотничьего хозяйства, прежде всего для воспроизводства, охраны и учета ценных животных.
Необходимы исследования экономики приписных охотхозяйств обществ охотников как новой формы ведения охотничьего хозяйства в густонаселенных районах страны. В охотничьей литературе уже ставился вопрос о постепенном превращении этих хозяйств в товарно-спортивные, т. е. наряду с развитием спортивно-любительской охоты в них следует развивать и промысловые охоты, в частности, по добыче и сдаче пушнины, мяса диких копытных зверей, рыбы и т. д. (Гаврин, Красников, 1963; Гаврин, 1967).
Упрочению приписного хозяйства в качестве самостоятельной экономической единицы мешает исторически сложившийся торгово-заготовительный подход к ведению охотничьего хозяйства по схеме заготовитель - охотник. Заготовительные органы потребкооперации неохотно заключают контрагентские договоры с администрацией приписных охотхозяйств, скажем, на поставку пушнины. Они предпочитают принимать пушнину прямо от егерей данного хозяйства, разрушая тем самым организационную основу хозяйства. Прогресс охотничьего хозяйства всей страны может быть обеспечен в результате развития конкретных охотхозяйственных предприятий. Многие приписные охотхозяиства становятся на правильный путь развития — комплексного промыслово-спортивного использования своих природных ресурсов, дают государству ценную товарную продукцию. Только при условии, когда охотник-любитель будет отдавать через приписное хозяйство часть своей добычи в народное хозяйство страны, любительская охота примет форму общественного производства.
Для укрепления экономики приписного охотничьего хозяйства необходимы исследования взаимоотношений хозяйства с государством и охотниками-любителями. Это очень важный вопрос, ибо между понятиями охота и охотничье хозяйство имеется принципиальная разница. Городской охотник, проживающий вдали от охотугодий, все чаще выступает в роли только потребителя охоты, которую ему предоставляет администрация приписного хозяйства. Касаясь взаимоотношений спортивных и промысловых охотхозяйств с государственными органами управления охотничьим хозяйством, следует остановиться прежде всего на лицензионной системе охоты. В РСФСР она была введена постановлением Совета Министров РСФСР (№ 336) с 1958 г. На всей территории России установлены платные государственные лицензии на отстрел лося, европейского оленя, косули, изюбря, марала и кабана. Деньги, поступающие от лицензий, направляются на создание специальных средств Главохоты РСФСР, которые расходуются на мероприятия по охране, учету и воспроизводству охотничьих зверей и птиц в пределах республики.
Государственные платные лицензии на отстрел и добычу особо ценных диких животных следует рассматривать не только как действенную форму контроля за процессом охоты и соблюдением установленных норм отстрела дичи, но и как экономический метод государственного управления рациональным использованием госохотфонда и развитием охотничьего хозяйства. Охотник, уплачивающий лицензионный сбор за отстрел зверя, как бы восстанавливает его стоимость и тем самым конкретно участвует в воспроизводстве госохотфонда.
В некоторых республиках страны, помимо лицензий на добычу диких копытных животных, введены платные лицензии за отстрел ценных видов пернатой дичи (глухаря, тетерева, гусей и т. д.).
Необходимы исследования по экономическому обоснованию дифференцированных размеров оплаты за отстрел по лицензиям ценных видов зверей и птиц в различных районах страны. Стоимость лицензии должна быть сбалансированной и выгодной для охотника, охотхозяйственного предприятия и государства. Должны быть также отрегулированы взаимоотношения между государством и конкретными охотничьими хозяйствами, на территориях которых производится отстрел дичи по лицензиям. Справедливым будет принцип, на основании которого часть стоимости лицензии должна перечисляться охотхозяйству, в котором отстреляна дичь и которое расходует определенные средства и долю общественно необходимого труда на охрану и восстановление госохотфонда.
Для промысловых охотничьих хозяйств целесообразно ввести стабильные 5-летние планы закупок пушнины, мяса, дичи и другой охотпродукции, как это утверждено Госпланом для сельского хозяйства. Сверхплановая охотпродукция должна закупаться по повышенным расценкам, что стабилизирует работу промхозов, укрепит их экономику, повысит материальную заинтересованность хозяйств и охотников.
Твердые 5-летние планы закупок охотпродукции у промхозов должны составляться на основании 5-летних прогнозов численности диких животных.
В магистральных районах страны на территории промысловых хозяйств созданы многочисленные приписные охотхозяйства обществ охотников на правах субарендаторов. В целях повышения общей товарной продуктивности угодий и развития спортивных охот необходимо разработать основы правовых и хозяйственных взаимоотношений спортивно-любительских хозяйств с промысловыми.
Серьезной экономической и социологической проблемой в охотничьем хозяйстве считается охотничий туризм (Банников, 1965; Гептнер, 1965). Организацию охотничьего туризма, в том числе и иностранного, должны взять на себя государственные и общественные охоторганизации. Перспективный в нашей стране охотничье-рыболовный туризм может служить значительным источником дополнительных средств для развития и укрепления экономики охотничьего хозяйства. Охотничьи хозяйства должны подготовить соответствующую материально-техническую базу, иметь квалифицированные кадры охотоведов и егерей. Для приема иностранных охотников необходимо разработать договорные условия с «Интуристом», которые бы обеспечили не только покрытие затрат охотхозяйств по приему гостей, но и давали возможность получать часть валюты данному охотведомству. Охотничье-рыболовный туризм можно организовать также на базе некоторых промысловых хозяйств (Сыроечковский, 1970).
В нашей стране осуществляются планомерные работы по совершенствованию аппарата управления народным хозяйством. Эффективность работы любой отрасли народного хозяйства в значительной степени зависит от организации управления ею во всех звеньях, начиная от предприятия и кончая главками и министерствами. Исследования этих вопросов в области охотничьего хозяйства и, в частности, разработка экономических методов управления отраслью, весьма перспективны.
Государственные органы охотуправления должны взять под свою юрисдикцию и опеку всех наземных позвоночных животных. История развития охотничьего хозяйства показывает, что в сферу его деятельности постепенно вовлекаются ресурсы и не охотничьих животных, таких, как змеи, ящерицы, черепахи, певчие птицы и др. Использование в хозяйственных и научных целях всех видов амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих, а также их охрана должны регулироваться государственными органами управления охотничьим хозяйством, которые имеют большой опыт в области рациональной эксплуатации и охраны диких охотничьих животных. Расширение прав и функций госохоторганов в области управления всей фауной наземных позвоночных животных страны будет способствовать повышению общественной и экономической значимости охотничьего хозяйства как отрасли. Для этого нужно разработать новые положения об охотничьем хозяйстве каждой союзной республики.
Исследования общих вопросов организации охотничьего хозяйства, принципов и методов его ведения в различных природно-экономических зонах страны, сочетания интересов охотничьего хозяйства с сельским, лесным, водным и рыбным хозяйствами, должны подготовить основу для разработки союзного закона об охоте и охотничьем хозяйстве. Дикая фауна является частью экономического потенциала страны. Ее использование должно регулироваться специальным законом.
Биологические основы охотничьего хозяйства. Эта проблема является основополагающей в научном охотоведении. Ее центральное положение обусловлено тем, что основные объекты охотничьего хозяйства - дикие животные - есть явление биологическое. Вся практика охотничьего хозяйства опирается на познанные закономерности существования популяций охотничьих животных и управления ими в естественных условиях в целях поддержания устойчивой и высокой хозяйственной продуктивности. Однако достичь этого производственного эффекта можно только при условии сохранения среды обитания диких животных, т. е. охотничьих угодий. Кормовые, гнездовые и защитные свойства охотничьих угодий, обеспечивающие жизнедеятельность популяций животных, также категории биологические, ибо обусловлены особенностями структуры фитоценозов и их жизнедеятельности.
Проблема биологических основ охотничьего хозяйства должна разрабатываться с учетом географической изменчивости экологии популяций животных, особенно динамики их численности, плотности населения, темпов воспроизводства. Эти важные для практики показатели эксплуатируемых популяций животных исторически сложились под воздействием изменчивости географической среды (почвы, климата, растительности). Следовательно, изучение охотничьих угодий также должно проводиться на зонально-ландшафтной основе.
Проблема биологических основ охотничьего хозяйства многогранна. Она охватывает несколько крупных разделов, которые постепенно складываются как самостоятельные научные дисциплины охотоведения.
Основное содержание рассматриваемой проблемы - популяционная экология охотничьих животных, список которых в нашей стране содержит около 280 видов, в том числе 165 видов охотничьих птиц, 90 видов пушных зверей и 22 вида диких копытных. По экологии наиболее ценных и массовых видов в нашей стране собраны и опубликованы ценные фактические материалы, создан значительный научный фундамент для более углубленной разработки популяционной экологии охотничьих животных, что диктуется требованиями интенсификации охотничьего хозяйства страны Одной из важнейших задач в настоящее время является создание теории управления популяциями диких животных в конкретных охотничьих хозяйствах на основе знаний закономерностей динамики их численности (Формозов, 1935; Наумов, 1965). Дать в руки охотоведов-практиков надежные методические указания по рациональной эксплуатации диких животных - таково требование времени.
Цель изучения популяций охотничьих зверей и птиц как элементарных объектов охотничьего хозяйства - получение максимальной хозяйственной товарной продукци при сохранении максимальной биологической продуктивности популяций (Шварц, 1969). Биологическая стабильность популяции определяется ее оптимальной структурой, т. е. наилучшим соотношением половых и возрастных групп животных. Исследование структуры популяций требует разработки новых и надежных методов определения возраста животных и продолжительности их жизни в естественных условиях.
Особое внимание должно быть уделено изучению: закономерностей пространственного распределения популяций и микропопуляций; освоения ими биотопов в границах ареала вида; сроков и дальности сезонных кочевок и миграций различных половых и возрастных групп; особенностей расселения молодняка. Для исследования этих важнейших вопросов в проблеме популяционной экологии необходимо расширить работы по кольцеванию и мечению охотничьих зверей и птиц. В первую очередь следует метить наиболее ценные виды: соболя, белку,песца, колонка,горностая, норку, зайцев, лося, косулю, оленя, глухаря, тетерева, белую и серую куропаток, кеклика, фазана. Особенно надо увеличить работы по кольцеванию перелетных водоплавающих птиц в местах их гнездования с целью выяснения степени гнездового консерватизма, границ их географических популяций. Последние должны рассматриваться как части видовых ареалов, включающих области гнездования, пролета и зимовок.
Практические работы по мечению охотничьих животных должны проводиться на постоянных стационарах, чтобы обеспечить необходимую преемственность в исследованиях и полноту сбора фактического материала. Для повышения эффективности такой работы нужно организовать постоянные стационары по мечению зверей и птиц также в промысловых и спортивных охотхозяйствах.
Знание оптимальной структуры популяции вида, закономерностей ее формирования, пространственного распределения и динамики численности позволит разработать наиболее рациональную систему ее эксплуатации и управления с целью поддержания возможно высокой хозяйственной продуктивности.
Рациональная система эксплуатации популяции того или иного вида охотничьих животных должна основываться на научно разработанных и проверенных практикой нормах добычи (отстрела). Имеющиеся рекомендации по нормам добычи охотничьих животных для некоторых видов носят предварительный характер (Юргенсон, 1966; 1970). Для масштабов нашей страны нормы добычи широко распространенных видов должны основываться на эколого-географической изменчивости динамики их численности и уровня воспроизводства их популяций (Формозов, 1935).
Особые трудности имеются в разработке норм добычи перелетных водоплавающих птиц. Популяции их во время охотничьего сезона волнами перемещаются по территории нашей страны и зимуют в 45-50 зарубежных странах. Это обстоятельство требует заключения двусторонних или групповых региональных международных соглашений об охране дичи и размерах ее добычи в каждой стране.
И все же простой расчет нормы добычи охотничьих животных на основе процента годового прироста популяции к началу охотничьего сезона и учета процента смертности особей к началу следующего репродуктивного цикла не может быть признан рациональным. Дело в том, что все ныне существующие традиционные способы спортивной охоты и промысла являются избирательными, что при напряженном промысле ведет к постепенному изменению структуры эксплуатируемых популяций животных и снижению их продуктивности. Так, избирательный отстрел взрослых самцов лося за последние десятилетия привел к снижению их среднего веса и значительной яловости самок.
Глубокий анализ влияния промысла на биологическую структуру популяции и ее продуктивность свидетельствует о необходимости равномерной добычи всех возрастных и половых групп животных с целью поддержания ее изначальной структуры, сложившейся в процессе эволюции.
Равномерная добыча всех возрастных и половых групп животных в популяции (кроме селекционного отстрела) - задача трудно выполнимая по техническим и организационным соображениям. В связи с этим необходимы дальнейшие исследования и эксперименты по дифференцированному подходу к эксплуатации вида на отдельных участках охотхозяйства. В зависимости от доступности угодий возможен частичный перепромысел на одном участке хозяйства при условии полного или частичного запрета охоты на соседнем участке. Такой метод проведения охоты дает значительный производственный эффект при эксплуатации водоплавающей дичи.
Нормы добычи охотником зверей и птиц не могут быть постоянными, они должны изменяться в зависимости от динамики численности и стадии состояния (депрессия, подъем, пик) популяции (Тимофеев, 1965).
При разработке методов управления популяциями охотничьих животных необходимо изучать влияние промысла на структуру эксплуатируемых популяций. Установлено, что добыча соболя с ружьем и собакой не является избирательной, тогда как отлов соболей капканом в конце зимы ведет к повышенной гибели самцов (Монахов, Борановский, 1969).
Рациональная и строго нормированная эксплуатация популяций охотничьих животных должна основываться на систематических учетах их численности. Методы количественного учета диких животных следует разрабатывать, сообразуясь с биологическими особенностями каждого вида. Разработка относительных и абсолютных методов учета численности вида должна проводиться на зонально-ландшафтной основе в границах конкретного охотхозяйства, административного района, национального округа АССР, края, области и союзной республики в целом.
Как показали исследования, проведенные П.Б. Юргенсоном (1971), проблема количественного учета диких животных - это проблема природных закономерностей пространственного размещения вида на экологической и этологической основе. Увлечение вариационной статистикой и оценками степени достоверности данных учета часто приводит к неверным результатам. В связи с этим необходима дальнейшая разработка наземных и аэровизуальных учетов численности диких животных и способов экстраполяции полученных данных на большие территории. Наземные абсолютные и относительные учеты численности зверей и птиц должны основываться на очаговости пространственного размещения микропопуляций (отдельных поселений, стад), на закономерностях сезонной и суточной активности вида, размерах индивидуальных участков-особей или отдельных групп животных, их поведении и длины суточного хода в зависимости от кормовых и климатических факторов.
Учеты охотничьих животных не только используются при разработке методов управления их популяциями, но служат и контролем за эффективностью работы охотничьего хозяйства. В связи с этим возникла необходимость организации государственной службы учета охотничьих животных. Именно государственные органы охотуправления, которым поручен надзор за рациональным использованием и охраной госохотфонда, могут выполнить эту важную работу. Для этого госохоторганы в каждой области, крае и АССР должны привлечь всех охотпользователей, независимо от их ведомственной подчиненности, к обязательному выполнению учетов охотничьих животных в закрепленных за ними охотугодьях. Обработанные материалы учетов должны передаваться в республиканский центр охотуправления для практического использования при планировании добычи диких животных.
Для многих крупных ценных видов охотничьих зверей и птиц (лося, изюбря, сайгака, глухарей, гусей и др.) необходимо разработать методы количественного учета, дающие возможность определять численность их популяций приближенно к абсолютной. В конкретных охотничьих хозяйствах абсолютные учеты ценных зверей и птиц должны дополняться картированием пространственного размещения популяции каждого вида с выделением мест размножения, обитания выводков, концентраций в зимний сезон, путей кочевок и миграций. Эти показатели важны для организации охот и проведения охотхозяйственных и биотехнических мероприятий.
Государственная служба учета охотничьих животных должна обеспечить составление карт, характеризующих ресурсы наиболее ценных зверей и птиц в масштабах области, края, АССР и союзной республики. Учитывая, что плотность населения каждого вида животного закономерно изменяется как в пространстве (в пределах ареала), так и во времени ( сезонные и годовые изменения численности), понятие базисной численности вида в данной ландшафтно-географической зоне следует принять как показатель средней многолетней его численности (Гаврин, 1965).
Наряду с разработкой текущих методов количественного учета и повышения их достоверности необходимо совершенствовать составление прогнозов численности наиболее ценных видов охотничьих зверей и птиц (Наумов, 1941). Прогнозы на год, пятилетку и на более отдаленную перспективу должны составляться на основе закономерностей движения численности отдельных видов и экологических групп животных в различных географических зонах. При этом важно регулярно проводить оценку изменения площадей и качества охотугодий. Ценный опыт прогнозирования численности пушных зверей, накопленный во ВНИИОЗ, должен быть обобщен и принят за основу при учете копытных и пернатой дичи.
При разработке методов управления популяциями охотничьих животных особое внимание должно быть уделено дальнейшему изучению роли хищников в охотничьем хозяйстве. Важно провести цикл исследований по выяснению воздействия соболя и лесной куницы на численность белки и тетеревиных птиц; лисицы на численность зайцев (беляка и русака); болотного луня, ворон и крупных чаек на численность водно-болотной дичи. Возрастающее воздействие антропогенных факторов на отдельные биоценозы нередко приводит к коренным изменениям во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами. Динамичность этого процесса во времени и пространстве требует постоянного экологического анализа ценотических отношений в цепи хищник - жертва и их количественной характеристики.
Одна из наиболее актуальных задач охотоведения - изучение болезней диких животных с целью разработки практических мер профилактики и борьбы с болезнями в естественных условиях. Особенно это касается некоторых видов диких копытных (кабана, косули, благородного и пятнистого оленей, марала, зубра и др.), интенсивно разводимых в отдельных охотхозяйствах, в которых плотность животных оказывается значительной. Переход к интенсивному разведению ряда видов диких куриных и водоплавающих птиц также требует расширить изучение их инфекционных и инвазионных заболеваний, наносящих значительный ущерб экономике охотничьего хозяйства.
В связи с этим возникает необходимость организации специализированных лабораторий по изучению болезней охотничьих зверей и птиц при охотоведческих исследовательских институтах и при специализированных ветеринарных научных центрах.
Важное значение в разработке проблемы биологических основ охотничьего хозяйства имеет весенняя охота. Практикующаяся в нашей стране уже более 100 лет весенняя ружейная охота на самцов полигамных птиц (глухаря, тетерева, вальдшнепа, а также селезней кряквы) нуждается в серьезном биологическом обосновании (Гаврин, 1965). Необходимы стационарные исследования влияния весеннего отстрела самцов на воспроизводство популяций вышеуказанных видов дичи. Экологические исследования должны быть дополнены изучением организационно-экономических и социологических предпосылок возможности проведения весенней охоты в различных природно-экономических районах страны.
Биотехния, как особая дисциплина в проблеме биологических основ охотничьего хозяйства, является логическим завершением научных достижений экологии и важным средством по научно обоснованной перестройке и созданию биогеоценозов, характеризующихся высокой, устойчивой продуктивностью. Основоположник отечественной биотехнии П. А. Мантейфель определил ее как самостоятельную научную дисциплину, исследующую пути и методы разведения в природных условиях диких охотничье-промысловых и других полезных животных в сельском и лесном хозяйствах. У биотехнии, неотделимой от практики различных отраслей народнога хозяйства, широкие перспективы в перестройке биогеоценозов Земли в нужном для человека направлении.
За последние 50 лет отечественное и зарубежное охотоведение разработало многочисленные биотехнические мероприятия, используемые в практической работе охотничьими хозяйствами. Б.А. Кузнецов (1967) систематизировал биотехнические мероприятия, широко применяемые в охотничьих хозяйствах нашей страны.
Биотехния разрабатывает методы направленного воздействия как на среду обитания диких животных, т. е. охотничьи угодья, так и на их популяции. Дальнейшая научная разработка биотехнии должна основываться на биологической целесообразности и экономической эффективности тех или иных мероприятий, рекомендуемых для внедрения в производство. Эти разработки должны проводиться по двум основным направлениям: мелиорации охотничьих угодий в целях повышения их емкости путем улучшения кормовых, гнездовых и защитных условий; повышения численности и качественного состава популяций охотничьих зверей и птиц путем акклиматизации, искусственного расселения, дичеразведения, селекции и т. д.
Современная биотехния имеет собственные методы исследований, направленные на повышение продуктивности популяций охотничьих животных.
При разработке биотехнических мероприятий по улучшению кормовых, гнездовых и защитных свойств охотничьих угодий следует учитывать коренные интересы сельского, лесного и рыбного хозяйств, являющихся главными фондодержателями земельных лесных и водных угодий. В связи с этим формы и методы ведения сельского, лесного и рыбного хозяйств, различные в отдельных природно-экономических зонах страны, оказывают решающее воздействие на развитие охотничьего хозяйства. В современных условиях технология биотехнических мероприятий по улучшению условий обитания диких животных должна дополняться организационными и экономическими расчетами.
Сельское и лесное хозяйство должно быть материально заинтересовано в разведении диких животных на территориях колхозов, совхозов и лесхозов. Необходимо решить эту большую и сложную проблему, так как только комплексное использование биогеоценозов может обеспечить получение максимальной продукции возобновимых ресурсов биосферы Земли (Шварц, 1971; Попов, 1971). В связи с этим необходима организация опытных колхозов, совхозов, лесхозов, и рыбхозов, в которых без снижения валовой продукции земледелия, животноводства и древесины, можно было бы повысить численность диких зверей и птиц. В сельском хозяйстве такой эффект может быть достигнут особой структурой (ротацией) посевов зерновых и технических культур, использованием полезащитных полос, оврагов и межей для разведения полевой дичи. В лесном хозяйстве необходимо разрабатывать биотехнические рубки леса. В этом отношении заслуживает специального анализа и обобщения опыт работы комплексных лесоохотничьих хозяйств системы Главохоты РСФСР, а также в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии.
Положительные результаты в охотничьем хозяйстве дает строительство запруд и водоемов для разведения водоплавающей дичи, ондатры и других околоводных млекопитающих (Исаков, 1971). Наряду с этим необходимо сохранять естественные водно-болотные угодья, ценные не только в хозяйственном, но и в научном отношении.
Обогащение охотничьих угодий ценными видами животных методом акклиматизации и реакклиматизации — важный раздел в деятельности охоторганизаций (Лавров, 1963; Павлов, 1965). Наряду с работами по дальнейшему расселению ценных пушных зверей (бобр, ондатра, американская норка и др.) необходимо акцентировать внимание на исследованиях и экспериментальных работах по интродукции ценных видов диких копытных (пятнистого оленя, европейского оленя, кабана, муфлона, лани, лося, дикого северного оленя и др.) и пернатой дичи (фазана, серой куропатки, кеклика, турача, глухаря, тетерева, рябчика, белой куропатки, сухоноса, белого гуся, краснозобой казарки, большой канадской казарки, серого гуся и др.).
Для этого необходимо разработать единый государственный перспективный план расселения диких животных на 5-10 лет с подбором конкретных видов для отдельных географических регионов страны и административных областей.
Переход к интенсивному дичеразведению в охотничьих хозяйствах (под этим термином мы понимаем разведение в охотничьих угодьях не только пернатой дичи, но и диких копытных, а также зайцев) потребует организации сети специализированных хозяйств - репродукторов, ферм и дичепитомников для массового выращивания планируемых к расселению зверей и птиц.
Промышленное разведение пернатой дичи (фазана, перепела, кряквы, серой куропатки, глухаря и др.) в инкубаторах - новый раздел в биотехнии. Его правильнее называть дичеводством. Дичеводство развивается на принципах современного домашнего птицеводства и зоотехнии. Дичеразведение начинается с выпуска в охотхозяйства молодняка и взрослых особей дичи, выращенных на фермах или в хозяйствах-репродукторах. При этом работы ведутся в двух направлениях: дичь выпускается с целью усиления воспроизводства популяций местных видов и повышения плотности их населения; дичь выпускается только для доращивания ее в охотхозяйстве в летне-осенний период с последующим поголовным отстрелом ее осенью или в начале зимы (фазан, серая куропатка, зайцы и др.).
В связи с этим необходимы исследования организации и технологии промышленного дичеводства фазана, кряквы, серой куропатки, глухаря, зайца-русака и др. (с целью получения дешевого молодняка этих птиц и зверей для выпуска в охотхозяйства) и дальнейшая разработка методов интенсивного дичеразведения в охотничьих хозяйствах (возраст дичи и сроки ее выпуска, влияние пресса охоты, фактора беспокойства, болезней и погодных условий, процент выживаемости к началу охоты и др.).
В развитии биотехнии как научной дисциплины охотоведения большую роль должны сыграть специализированные биотехнические станции, организуемые в системе Главохоты РСФСР. Научно обоснованное зональное размещение этих станций позволит эффективнее разрабатывать комплекс биотехнических мероприятий, необходимых для интенсификации охотничьего хозяйства в различных природно-экономических районах страны.
При разработке методов рациональной эксплуатации охотничьих животных и управления их популяциями на основе биотехнии и нормированной добычи необходимо уделять серьезное внимание изучению классификации, типологии и бонитировке охотничьих угодий. Охотничьи угодья должны рассматриваться не только как среда обитания диких животных («арена жизни»), но и как основные средства в охотхозяйственном производстве, так как государство выделяет каждому охотпользователю определенную площадь охотугодий, а не популяцию диких животных.
Охотпользователь обязан максимально и комплексно использовать естественную производительность всех типов охотугодий. Для этого следует тщательно изучить количественный и качественный состав угодий, их кормовые, гнездовые и защитные свойства применительно к каждому виду зверей и птиц.
Тщательная бонитировка угодий для каждого вида животных позволит составить комплексную бонитировку различных типов охотугодий данного охотхозяйства. Одновременно следует разрабатывать наиболее эффективные, отвечающие нуждам охотхозяйственной практики методы картирования разных классов и типов охотугодий с характеристикой их бонитетов. Классификация и типология охотугодий должны разрабатываться на зонально-ландшафтной основе.
В проблемах научного охотоведения особое положение занимает охотоустройство. Методы межхозяйственного и особенно внутрихозяйственного устройства промысловых и спортивно-любительских охотхозяйств должны основываться на глубоком знании всех достижений научного охотоведения - биологических, экономических и технических (Данилов, 1966).
Организация в системе Главохоты РСФСР трех государственных проектно-изыскательских охотоустроительных экспедиций - в Москве, Новосибирске и Хабаровске - важный шаг в упорядочении охотустройства в стране. Накопленный этими организациями опыт работы должен быть проанализирован и обобщен с целью подготовки специального методического руководства по внутрихозяйственному охотоустройству государственных и колхозно-кооперативных промысловых хозяйств, предусматривающего комплексное использование природных ресурсов.
Важной задачей является также дальнейшее совершенствование методов охотустройства спортивно-любительских хозяйств в непромысловой зоне страны.
Необходимо также разрабатывать методы действенного контроля за рациональным использованием госохотфонда, переданного в эксплуатацию государственным, кооперативным и общественным охоторганизациям. Для этого следует узаконить периодические (раз в 10 лет) ревизии деятельности конкретных промысловых и спортивных охотхозяйств. Эти ревизии (помимо общего систематического контроля) должны проводить местные госохотинспекции совместно со специалистами проектно-изыскательских охотоустроительных партий Главохоты РСФСР. В основу работы ревизии должен быть положен принцип выполнения основных указаний предшествующего охотоустройства данного хозяйства.
В проблеме биологических основ охотничьего хозяйства особое место должны занять исследования охраны охотничьей фауны. Отечественное охотоведение разработало довольно стройную систему организации охраны охотничьих зверей и птиц в стране: заповедники, заказники республиканского значения, заказники местного (областного, краевого) значения, охраняемые воспроизводственные участки в охотничьих хозяйствах, временный запрет охоты на отдельные виды зверей и птиц в границах отдельных административных районов, области, края, АССР и в целом по союзной республике. Кроме того, в зависимости от ряда обстоятельств и численности отдельных видов и групп охотничьих животных в отдельные годы практикуется сокращение сроков охоты на них.
Перечисленные формы и методы охраны охотничьих животных должны быть научно проанализированы и обобщены для выяснения их эффективности в охотничьем хозяйстве страны. Необходимо также разработать научно обоснованную сеть размещения в стране заповедников и заказников с учетом особенностей ареалов зверей и птиц, их сезонных перемещений и состояния численности. Особое внимание должно быть уделено видам охотничьих зверей и птиц, занесенных в «Красную книгу».
Перспективный план охраны охотничьих животных должен разрабатываться отдельно по каждой группе зверей и птиц, с учетом их биологических и экологических особенностей, численности и характера географического распространения, так как формы и методы охраны, например, перелетных водоплавающих птиц и оседлых тетеревиных птиц будут различными.
Теоретические принципы режима охраны диких животных в заповедниках и заказниках разработаны недостаточно. Даже в заповедниках мы сталкиваемся с необходимостью регулировать численность некоторых видов животных, особенно копытных и крупных хищников, которые при высокой плотности их населения могут нанести серьезный ущерб прочим компонентам охраняемого биогеоценоза.
Видовые и комплексные охотничьи заказники республиканского и местного значения должны иметь перспективные планы работы. Целесообразно многие из них перевести на статус заказников-репродукторов, в которых возможен отлов некоторых видов охотничьих зверей и птиц для расселения.
Техника охотничьего хозяйства. Проблема техники охотничьего хозяйства является как бы логическим завершением проблемы биологических основ охотничьего хозяйства. В плане научного охотоведения разработка проблемы техники охотничьего хозяйства должна осуществляться в двух направлениях:
совершенствования технической вооруженности отрасли в целом, охотников-профессионалов и охотников-любителей в частности;
совершенствования способов промысловой добычи охотничьих животных и наиболее эмоциональных способов спортивной охоты, направленных на повышение производительности труда охотников и сокращение потерь в процессе охоты.
Опыт работы государственных и кооперативных промысловых хозяйств свидетельствует о необходимости разумного сочетания ружейной добычи животных с различного рода самоловами. Применение капканов, плашек, кулемок и других самоловных ловушек значительно повышает производительность труда охотников на промысле и качество добываемой пушнины. Следует также форсировать разработку новых, более эффективных капканов и других самоловных орудий, приманок, личного транспорта для охотников (Ларин, 1965). Необходимо совершенствовать конструкцию гладкоствольного и нарезного оружия, применяемого на промысловой охоте.
Перспективны исследовательские работы по применению обездвиживающих средств для добычи крупных животных с целью расселения их в другие районы.
Существующие виды охот и способы добычи диких животных основаны на эмпирическом знании охотниками их образа жизни и повадок. От личного опыта охотника и его наблюдательности зависит успешность проводимой им охоты. В связи с этим изучение экологии животных, их поведения, «общественной» структуры популяций, информации между особями и т. д. должно послужить научным фундаментом для разработки методов рациональной эксплуатации животных в охотничьем хозяйстве (Леутольд, 1969).
Необходимо также совершенствовать многие традиционные исторически сложившиеся виды отечественных охот, исходя из современных условий и организации широкой сети охотничьих хозяйств с егерской службой. Особенно это касается способов охоты на диких копытных и водоплавающую дичь. Следует развивать новые формы коллективных и индивидуальных охот, возводить их в традиции. Совершенствование техники добывания охотничьих животных должно способствовать получению высокого качества охот-продукций.
Товароведение продукции охотничьего хозяйства. Товароведение, изучающее потребительскую стоимость товаров и их полезные свойства, является самостоятельной научной дисциплиной. Товароведение охотничьей продукции, прежде всего пушно-мехового сырья, возникло в нашей стране в середине 20-х годов текущего столетия. Основоположником учения о качестве мехов был проф. Б. М. Житков, работы которого в последующие годы развил Б.А. Кузнецов.
С 1930 г. в Московском пушно-меховом институте была организована кафедра пушного товароведения, позднее во Всесоюзном институте охотничьего хозяйства - лаборатория пушного товароведения.
Помимо изучения качества пушного сырья, специалисты-товароведы, работающие в области охотничьего хозяйства, исследовали также товарные свойства мяса диких животных, шкур, кож, пантов и т. д.
В последние годы большое значение придается оценке качества охотничьих трофеев - рогов, клыков, шкур крупных хищников, чучел охотничьих зверей и птиц, которые могут быть использованы и как товар.
Товароведение разнообразной по ассортименту охотничьей продукции должно способствовать повышению ее качества. В результате будет повышаться хозяйственная и товарная продуктивность охотничьего хозяйства, укрепляться его экономических потенциал и общая эффективность отрасли.
Основные задачи развития товароведения охотничьей продукции были сформулированы проф. Б. А. Кузнецовым (1952). Эти задачи сводятся к улучшению качества пушнины, добываемой охотой, совершенствованию стандартизации пушно-мехового сырья и дичной продукции, их первичной обработки, сортировки, хранения и транспортировки.
Необходимо расширить исследования по упрощению стандартов на промысловую пушнину, сокращение числа кряжей у многих видов пушных зверей (соболя, белки, лисицы, горностая и др.).
Для объективной оценки качества мяса диких копытных животных и пернатой дичи следует исследовать химический состав мяса у отдельных видов в различные сезоны года, определить его калорийность, состав микроэлементов и особенно аминокислот.
Для увеличения выхода первосортных шкурок необходимо периодически издавать для служебного пользования методические указания и инструкции по рациональной добыче, съемке, первичной обработке и хранению шкурок пушных зверей. Аналогичную работу следует проводить в отношении диких копытных и пернатой дичи.
С развитием любительской охоты в нашей стране возрастает и интерес общественности к охотничьим трофеям, которые представляют определенную материальную ценность. Разработка и составление единой государственной инструкции и правил оценки охотничьих трофеев (рогов, клыков, черепов, шкур, чучел и т. д.) - задача охотоведения. В связи с этим следует проводить в стране периодические выставки охотничьих трофеев, что явится пропагандой их общественной значимости, результатов работы охотничьих хозяйств. Это необходимо и для повышения культуры охотников.
Научная разработка объективной оценки и повышения качества всего ассортимента охотпродукции имеет важное государственное значение. Высокое качество товарной охотпродуции свидетельствует об успехах практической деятельности охотничьего хозяйства, способствует повышению его продуктивности к укрепляет экономический потенциал отрасли.