К.Линднер - Охотоведение: Современное положение и классификация дисциплины
Статья напечатана в научно-теоретическом журнале Охотоведение: Зарубежный опыт охотничьего хозяйства, N2. Киров, 2004
(перевод с английского и немецкого Т.Е. Васениной , А.П. Савельева , А.А. Сергеева, В.П. Бояринцевой)
«Охота - это нечто специфически человеческое. Она является осознанным преследованием, нацеленным, как правило, на умерщвление обозначенной как дичь группы зверей и птиц с использованием вспомогательных средств и сохранением шансов объекту преследования на спасение» Курт Линднер (1978, с.15)
ОБ АВТОРЕ
Автор статьи - профессор, доктор honoris causa Курт Линднер (27.11.1906-17.11.1987) -классик западногерманского охотоведения. Схема современного охотоведения впервые была им опубликована в 1982 году на немецком языке в одном из боннских труднодоступных для нас изданий. Спустя 20 лет издатели авторитетного германского охотоведческого научного журнала Zeitschrift fur Jagdwissenschaft (European Journal of Wildlife Research) опубликовали в память о нём сокращённый вариант статьи на английском языке (Lindner, 2002). Мы надеемся, что подготовленный уже к 80-летию ВНИИОЗ сотрудниками института перевод данного шедевра современного охотоведения на русский язык будет весьма полезным для многих охотоведов, испытывающих затруднения при знакомстве с иностранной литературой. Он также позволит любителям охоты глубже познать западную охотничью культуру и будет стимулировать разработку частных, методических и фундаментальных вопросов науки об охоте в нашей стране, которая, как сможет почувствовать читатель по прочтении работы Линднера, имеет на постсоветском пространстве свои очевидные особенности. Предложенная автором схема, естественно, не является пионерной в истории научного охотоведения. Первые попытки в этом направлении были сделаны в Германии почти 200 лет назад (см.: Савельев и др., 1997), тогда как термин «Охотоведение / Jagdwissenschaft» в германской охотничьей литературе появился еще раньше, 321 год назад (подробнее см.: Савельев, 1996). Поставленное по желанию переводчиков в качестве эпиграфа определение понятия «охота», было дано Линднером в другой, более ранней, его работе. Полагаем, что здесь оно вполне уместно.
Для интересующихся охотоведением будет, наверное, интересно знать, что К.Линднер свою первую книгу об истории охоты написал в возрасте, когда ему ещё не было 18 лет! Всего его перу принадлежит более 20 книг на эту тему. Кроме того он был страстным библиофилом. В его библиотеке насчитывалось около 12 000 томов классических работ по охоте и охотоведению со всего мира, в том числе более десятка книг об охоте в Советском Союзе и в России. Эта библиотека считалась крупнейшим в мире специализированным собранием охотничьей литературы. К сожалению, весной 2003 года она была выставлена на аукцион (см.: Z. Jagdwissenschaft, № 3/2003). Кроме того, проф. К. Линднер был инициатором издания (вместе с Зигрид Швенк) серии работ по истории и социологии охоты «Homo Venator». Его считали «Нестором немецкой охотничьей истории», он был организатором Исследовательского центра охотничьей культуры в г. Байрёт (ФРГ), который существует и продолжает развивать идеи своего основателя и по сей день.
Перевод печатается с любезного разрешения Dr. Rudolf Habelt GmbH, Springer-Verlag GmbH, а также European Journal of Wildlife Research.
ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ГЕРМАНСКОГО ИЗДАТЕЛЯ
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Критическая оценка дисциплины должна начинаться с прояснения таких базовых понятий, как «охота» и «наука». Так как каждая дисциплина требует исчерпывающего определения, нам сначала необходимо сформулировать такое определение. Мои взгляды на этот предмет были представлены в краткой работе под заголовком «Охота - защита определения» (Lindner, 1978) (см. эпиграф данной статьи - перев.). Антал Фестетикс обсуждал этот же предмет и связанные с ним вопросы в очерке «Биология диких животных - новый успех или старая шляпа? Попытка определить точку зрения» (Festetics, 1982). Но следует прежде всего показать несоответствия и расхождения, возникающие при сравнении двух наших взглядов, так как без прояснения первоначальной точки зрения желаемая «система» была бы лишена своей основы.
Основные расхождения возникают вследствие коренным образом отличающихся оценок эмоциональной и научной точек зрения, а также от различающихся определений понятия «дичь» (по-немецки - «Wild»). Если по этим двум точкам зрения нельзя достичь согласия, то общая система едва ли будет возможна. И не имеет смысла устанавливать структуру охотоведения, если первоначально не ясно, относятся ли те, кто поддерживает эту дисциплину, к ней как к науке сами. Понимание чего-либо - это воплощение рационального изучения, которое ведёт к подкрепленным доказательствами и подтвержденным знаниям и, следовательно, к научной достоверности. Знания - это логическая противоположность предположению, гипотезе и вере. Вследствие этого, наука - это основа традиций и знаний, полученных и переданных посредством исследования, обучения и литературы. Она включает в себя процесс методического и повторного исследования, принципиально независимого от её предмета. Если это в целом обоснованное определение признаётся, тогда на предложенный вопрос можно ответить утвердительно. Одновременно должны быть установлены точно сформулированные критерии (принципы), чтобы обеспечить научную природу исследования.
Отсутствие общего согласия и необходимой ясности в определённых областях заставили меня всё больше и больше интересоваться этим. За последние несколько лет мы были свидетелями растущих, всё усиливающихся попыток придать большее значение эмоциям и придать интуитивному пониманию, возникающему в результате этих чувств, характер знаний. Им должно быть определено их должное место в науке, тем не менее, меня беспокоит то, что сейчас имеет место тенденция включать в область охотоведения эмоции. Полагаю, что желательно не давать этим тенденциям развиваться, в противном случае мы рискуем тем, что охотоведение, как науку, не будут воспринимать серьёзно из-за методической несостоятельности. Мы можем с удовлетворением утверждать, что охотоведение за всю свою более чем 200-летнюю историю никогда не поддавалось искушению отбросить установленные научные принципы и, таким образом, никогда не колебалось в своём научном подходе.
А. Фестетикс создал для себя трудность, употребив термин «объективный» в противоположность «эмоциональному». Противоположностью «эмоциональному» является «рациональное», но не «объективное». Наоборот, противоположность «объективного» есть не «эмоциональное», а «необъективное». Эмоции происходят от чувств; рациональность определяется посредством причины. Эмоция всегда может быть заменена иррациональностью. Оба термина не только означают чувства или инстинктивные действия, а также - недосягаемость для логического мышления.
Второе несоответствие: А. Фестетикс хочет определить всех позвоночных, живущих на Земле, как дичь. Он приписывает термину «дикий» биологическое качество «недоместицированный», а также невероятность быть доместицированным. Это определение очень привлекательно для концепции охотоведения, так как биология диких животных распространяется далеко за пределы этой дисциплины. Таким образом, возврат к старой недвусмысленной концепции охотоведения и науки о животных возможен. Если все недоместицированные позвоночные могут быть рассмотрены как дичь, потому что сама биология не ставит пределы для своих границ, тогда к категории «дичь» будут принадлежать и летучие мыши, и ондатры, все рыбы, лягушки и змеи. А. Фестетикс хочет ограничить биологию дичи до тех диких животных, которые «представляют или представляли интерес как преследуемые дикие животные (например, дичь)». Это утверждение, тем не менее, является противоречивым, потому что автор не может дать критериев для понятия «охотничьи интересы». И так как он отвергает правовые определения, то он не может объяснить, почему термин «охотник» не следует также использовать для поставщиков лягушачьих лапок и кожи животных для элегантных дамских сумочек. (Фестетикс должен ещё ответить на вопрос: позволительно ли ограничивать биологическое качество «дикий» применительно к позвоночным животным. Как может быть объяснено исключение насекомых из дисциплины охотоведения? Почему, по его определению, не принадлежат к этой дисциплине совка капустная, майские жуки, комары или тараканы, которые являются субъектами истребления человеком? Ограничение (только позвоночные животные) является в значительной степени надуманным определением, как и определением, посредством юридических ограничений с той разницей, что в первом случае морфологические, а во втором случае правовые особенности представляют соответствующие стандарты. Особенности этих ограничений всё ещё применяются).
К дисциплине, первоначально названной «охотоведением», и к схеме, которая приводится здесь, предложенное А. Фестетиксом определение дичи неприемлемо. Такая далеко идущая информация о содержании предмета, описывающая биологическую науку, может быть приемлемой в том случае, если дисциплина «охотоведение» не компрометируется таким чрезмерным увеличением содержания. Охотоведение (Jagdwissenschaft) ограничивается, таким образом, до понятия «охотничьи знания (мастерство, умение; нем. - Jagdkunde)», чьи границы, хотя и изменчивые, являются точно определимыми во все времена.
Охотоведение, с другой стороны, предлагает возможность отказаться от неточного и неопределённого термина «биология диких животных» (Wildlife Biology), что действительно будет доводом для системы, обсуждаемой здесь. Несмотря на тот факт, что более общая концепция не оправдана в этой системе, точка зрения на биологию диких животных, как метод, имеет своё место в области охоты.
По моему мнению, решение относительно объёма понятия «дичь» должно ограничиваться людьми в рамках конкретной правовой системы. Например, А. Фестетикс не может понять, почему в исследованиях по биологии диких животных рассматривались только те виды, которые подпадали под понятие «дичь», объём которого варьирует время от времени и не одинаков в разных странах. Кроме того, почему коллега, который исследовал бекаса или пастушка в Германии до 1 апреля 1977 года, считался биологом-охотоведом, тогда как после этой даты он стал просто биологом. В тот день законодательная власть произвольно переклассифицировала виды этих птиц из сферы охотничьего права в сферу природоохранного законодательства, сняв, таким образом, с них ярлык «дичь». Тот, кто по закону отстрелял бекаса до 1 апреля 1977 года, был охотником; тот, кто сделал это после вышеуказанной даты, стал браконьером и совершил уголовное преступление. Бекас, например, включён в программу охотминимума, но в будущем он будет исключён. Случаи такого рода будут, тем не менее, происходить в будущем только тогда, когда такие ограничения могут быть преодолены методически. У биологов-охотоведов, больше нет этой проблемы. Следуя предложению одного из их ведущих представителей, охотоведы включили всех не одомашненных позвоночных в поле своего исследования. Выделение такого ёмкого понятия как «биология диких животных» из сферы охотоведческих исследований снимает многие проблемы; его удаление из области зоологии, хотя и более сложное, не касается, безусловно, области охотоведения.
СХЕМА СТРУКТУРЫ ОХОТОВЕДЕНИЯ
Моё намерение представить охотоведение в виде схемы (рисунок 1) требует, прежде всего, некоторых пояснений. Это не первая попытка такого рода и не последняя (Lindner, 1979b). Прогресс в науке часто требует совершенно новой ориентации. К сожалению, из-за своей собственной междисциплинарной природы охотоведение не предлагает чётко выраженной исходной точки для такой схемы. Однако имеется возможность достичь цели, охарактеризовав охотоведение с различных сторон. Схема, предложенная здесь, не претендует на полную непогрешимость, и в дальнейшем может улучшаться. Для достижения необходимой ясности должны быть известны цели и задачи охотоведения, а также используемые методы; должны быть чётко обозначены его границы. Это включает объективное и временное отграничение охватываемой области предмета. Во-первых, будет объяснено, что нужно ожидать от такой схемы. Эта система должна включать все знания, известные в настоящее время, для которого она замышлялась, и должна охватывать все области, включённые в эту тему. Был разработан следующий план с учётом этих целей и ограничений. В сущности, это краткое изложение системы теорий, преподаваемых в течение многих лет.
Предпосылкой для составления схемы явилось определение понятия «охота». Во-первых, нам следует знать, что должно пониматься под термином «охота». Определение, упоминаемое здесь, предназначено исключительно для решения вопроса о сущности предмета охоты в объективном смысле. Ряд подлежащих контролю фактов должен сойтись вместе, чтобы наполнить своим содержанием понятие охоты в объективном смысле. Имеется также дополняющее предыдущее менее значимое понятие «охота в субъективном смысле», которое, по существу, более пространно, но менее чёткое, чем объективная формула.
Каждый отправляющийся в угодья охотник связывает это побуждение с врожденным опытом, который лишь он один может определить как субъективную деятельность. Однако это является незначительным для объективных фактов, представленных здесь.
Предложенная мной трёхкомпонентная структура для этой дисциплины основана на доминировании закона, так как охотничий закон в объективном смысле регулирует все зависимые связи. Закон формирует основу для трёх категорий:
1). Охотник
2). Охотничьи животные
3). Связующее звено между двумя предыдущими категориями (см. рисунок).
По моему мнению, разделение схемы на три части не вносит ничего нового. Я всегда выделял факт, что охота характеризуется взаимозависимостью человека и животных, и, к моему удовлетворению, такая точка зрения встретила признание и одобрение. Тем не менее, эта система неправильно понимается, в случае если категории «человек» и «животные» рассматриваются как две не связанные друг с другом сущности. Решающим доводом для такого заключения является то, что технические аспекты (методы) охоты являются непременным условием осуществления связи между этими двумя понятиями.
Доминирование закона очевидно, если полагают, что только закон определяет, кто может охотиться, какие виды животных можно добывать и какие методы охоты могут быть использованы. Например, в Федеративной Республике Германии федеральный и местные охотничьи законы, а также все правовые законодательные акты, которые определяют способ и структуру охоты - от конституции до гражданского и уголовного права - являются в объективном смысле частью охотничьего закона. Это юридически действительно для всех земель, подчиняющихся закону (естественно, с некоторыми различиями относительно того, что классифицируется как охота). Для того чтобы стать охотником, нужно соблюдать определённые правовые нормы, даже в случае покупки лицензии только на однодневную охоту или других подобных лицензий. Такой принцип существовал всегда. В некоторых случаях необходимым предварительным условием для охоты является разрешение владельца собственности (угодий); неотъемлемое (прирождённое) право на охоту имеют лишь монархи. Даже в государствах, где право охотиться имеет каждый, такой вид деятельности (т.е. охота) позволяется только в рамках «закона» или традиции. Если сделать экскурс в историю, то регулирование охоты до существования кодифицированного, или общего права происходило в рамках конвенций существующего общественного строя. Эти примеры приведены здесь только потому, что на них, как на крайние случаи (причём без связи с современностью), часто ссылаются как на основу противоречий. Туризм или игра в футбол - вне поля юриспруденции, в то время как охота во всём мире не разрешается нигде без санкции ответственных органов власти. Охотник может охотиться, подчиняясь только нормам, предписанным охотничьим законодательством, и по всему миру закон определяет, на каких животных охотиться можно. Список охотничьих животных определяется соответствующими законами; в ФРГ, например, - посредством охотничьих законов и законов по охране животных. Кроме того, имеются и ограничения, установленные законом. Существуют также специальные законы, регулирующие технические приёмы и методы охоты, определяющие сезонные ограничения охоты (охотничьи сезоны), запрещающие охоту загоном на копытных, или охоту на оленей с помощью дробового ружья. Краткое всемирное руководство всех этих охотничьих регулирований и запретов представляло бы собой гроссбухи. Моя цель заключается исключительно в том, чтобы подчеркнуть, что три категории, характерные для структуры предложенной системы, объективно определяются охотничьим законом.
Естественно, что регулирование охоты в объективном значении связано с субъективным регулированием охоты. Последнее включает традиционные регулирования и ограничения, которым охотник подчиняется. Короче говоря, этот «субъективизм» включает всё, что обычно понимается как местный охотничий закон. Так как охотничий закон в субъективном смысле должен был найти "место в схеме, он занимает отдельную позицию под общей темой охотничьего закона в объективном смысле.
После обсуждения определения и трёх основных категорий охотоведения далее выделяются более мелкие категории (подразделы), представленные на рисунке.
Следующие подразделы, составляющие охотничье знание (профессионализм), касаются, в основном, всего, что включено в охотоведение. Моя цель - в том, чтобы достичь полноты и скрупулёзности представления, хотя это усилие может иметь и недостатки.
Независимо от своей значимости для всей дисциплины все ячейки схемы имеют одинаковый размер. Положение и порядок также являются иррелевантными (не соответствующими значимости). Рисунок показывает, что может быть классифицировано под категорией «охотник». Первый подраздел охватывает всё, относящееся к социальной структуре и социальному порядку. Этот подраздел был целенаправленно помещён первым, так как он имеет первостепенную значимость для всего рисунка. Априорное доминирование закона, безусловно, является наиболее очевидным. Охота, как источник дохода, профессиональная охота, спортивная охота, влияние социальных или политических привилегий, преобладание социальных классов среди охотников и многие другие подобные вопросы находятся в рамках охотничьей социологии (социальные структуры). Факты, извлекаемые из таких исследований, способствуют развитию всей дисциплины. Тесно связана с ней экономика охоты. Эта область науки даёт информацию об экономической важности охоты. Доход, получаемый от охоты и издержки, связанные с ней, такие как расходы на аренду угодий, плата за лицензии, охотничьи налоги и расходы на оружие и боеприпасы, охотничьи поездки, издержки на охотничье хозяйство и инспекторов по охране дичи, а также издержки, связанные с компенсацией ущерба, наносимого дичью, всё это вносит значительную сумму в бюджет. Выгода от промысловой охоты в виде мяса и пушнины - это обычно сравнительно небольшой фактор (это, очевидно, справедливо для Западной Европы -перев.). Достоверная охотничья статистика (третий подраздел) обязательна для политических и экологических решений относительно охот. В противоположность первым трём, главным образом, социологическим и экономическим областям, первые из других оставшихся подразделов представляют обычаи или традиции, каждые из которых специфичны для определённого типа охоты. Они не имеют одну и ту же значимость везде, так как более характерны для обществ с давней охотничьей традицией. Охотничий язык, реальный и идеоматический, приведён здесь с рядом ритуализированных церемоний. Разнообразный язык, специфичный для охотничьих терминов, имеет второстепенное значение для разработки охотничьего закона (сравни: Lindner, 1966). В то время как охотничьи обычаи важны, главным образом, в пределах братства охотников, культурные аспекты влияют на всё общество (сравни: Lindner, 1968,1979а). Например, они оказывают влияние на литературу (охотничьи новеллы), живопись, музыку и на все формы культуры, касающиеся охоты, будь они биографией, библиографией или музейным экспонатом. Различные охотничьи ассоциации и общества, их работа по связям с общественными организациями и отдельными лицами и их функция в качестве источников информации также выделены в отдельный подраздел. Охотничья этика представляет культурную значимость, так как она исследует и руководит моральной ответственностью охотников и правомерностью их действий. Основные принципы охоты в охотничьей системе Германии сосредоточены в этом подразделе.
Следующие два подраздела специально размещены обособленно от остальной схемы, так как они отличаются методически от предыдущих. При рассмотрении системы организации возникает основной вопрос о том, обеспечивать ли область истории охоты своим собственным подразделом. Каждый из выше обсуждённых подразделов может быть рассмотрен как с исторической, так и с современной точек зрения. Остаётся также вопрос, использовать ли исторические и современные точки зрения независимо или связать исторические события с сегодняшним днём. Как правило, исторический аспект нельзя не принимать во внимание при рассмотрении отдельных категорий. Тем не менее, его обычно отсылают в раздел «дополнение».
Другое дело, когда история события является предметом исследования и изучения. Так как история охоты охватывает подведение итогов и документацию всех относящихся к обсуждаемому вопросу явлений по месту и времени и способствует пониманию других областей изучения, полагаю необходимым классифицировать её как отдельную категорию.
Последний из представленных подразделов тесно связан с историей охоты. Он включает в себя начальный период охоты в предыстории и этнологии. Здесь также могут различать пространственные и временные критерии. Организованная система охотоведения, претендующая быть всё учитывающей во всём мире и во все время, должна также включать специализированные области предыстории и этнологии. Эти области исследования не будут представлены должным образом, если их распылить среди других категорий, более подходящих для современных времён. Междисциплинарная природа охотоведения подтверждает такой компромисс в методах, потому что это гарантирует сведение в единое целое всего предмета.
Мне следует указать на то, что по методологическим причинам «охотничьей литературе» должно быть предоставлено такое же специальное место, что и «истории охоты». Тем не менее, отдельное подразделение не было здесь создано, потому что полученные знания являются частью каждого научного исследования. В принципе, к делу не относится, как это происходит. Литература по охотничьему закону является частью изучения охотничьего закона, литература по охотничьей зоологии является частью этой области, литература по баллистике являются частью исследования оружия и т.д. Следовательно, охотничья литература в научном смысле может быть не больше как сбор данных методически и тематически изменчивых аспектов дисциплины. Только когда данные суммированы в виде библиографии, охотничью литературу можно рассматривать как её собственную реальность. Библиография такого типа, конечно, имеет место в этой системе организации. Она объединена как документация в пределах культурных аспектов подобно всем относящимся к охотоведению предметам, хранящимся в архивах и музеях.
Последующая вторая общая категория (правая колонка) относительно всех аспектов, касающихся охотничьих животных, была дифференцирована на 5 подразделов. Первой стоит «биология охотничьих животных (дичи)». Она включает в себя морфологию, таксономию, физиологию, этологию и экологию. Заманчивый термин «биология диких животных» (Wildlife Biology) был специально исключён, потому что эта концепция была так обширно и чрезмерно интерпретирована, что её связь с охотой не всегда очевидна. Связь с охотой, тем не менее, является решающим критерием.
Некоторые, конечно, могли быть удовлетворены общепринятым (в Германии - перев.) термином «знания по дичи» (Jagdkunde), хотя оно звучит старомодно для него. Современная биология дичи в большой степени обширнее и включает значительно больше информации, чем прежняя морфология и физиология, до пределов которых этот предмет был, главным образом, ограничен. Последнее слово в этом вопросе должно быть оставлено для тех, кто непосредственно занимается этой областью знаний, и кто интересуется её теоретической основой. Простая ссылка на теорию эволюции Дарвина не достаточна в свете серьёзных сомнений, высказанных недавно относительно её общепринятых догм. С точки зрения охотоведения такие термины, как «биология диких животных» или «исследования диких животных» являются нежелательными. Такие выражения, как «биология дичи», «исследования дичи» или просто «охотничья зоология» будут более уместными. Возможно, термин «охотничья биология» (Hunting Biology), как его используют в Швеции, был бы наиболее подходящим. Все термины, предложенные выше, показывают их прямую причастность к охоте.
Тесно связанными с «биологией дичи» являются «охрана дичи и видов» и «управление дичью» (Wildlife Management). Последнее охватывает исследования и решение всех релевантных (относящихся к рассматриваемому вопросу) проблем от защиты животных до охоты в целом, то есть определение плотности популяций, установление ёмкости угодий, и все формы биотехнии (заботы о дичи), включая кормление, а также проблемы устранения наносимого вреда животным и др. Охрана дичи и видов включает в себя среди прочих следующее: меры защиты против повреждения животных посредством косилок или автотранспорта, защита от токсинов окружающей среды и предотвращение разрушения мест обитания. Кроме того, она включает в себя меры против ненужного нарушения покоя со стороны человека и увеличения количества транспортных средств, а также распространённую по всему миру деятельность по сохранению и реинтродукции видов, которым угрожает опасность.
Для дичи, обитающей в заказниках, должно быть обеспечено особое положение, так как она не является ни полностью дикой, ни одомашненной. Следовательно, здесь охотничьи регулирования пригодны только частично. Последняя, но существенная область касается «болезней дичи», первейшая среди них - это чума.
К третьей категории чертежа относится охота, как техническая процедура. Эта категория «технологии охоты» обеспечивает связь между охотником и животными, на которых он охотится.
Первый подраздел, имеющий отношение к оружию с культурно-исторической точки зрения можно при желании разбить на следующие составляющие:
а) метательное оружие (копья, рогатки, пращи, бумеранги);
в) колющее и режущее оружие (рогатины, мечи, кинжалы);
с) дальнобойное оружие (луки и стрелы, арбалеты и огнестрельное оружие).
В настоящее время при добывании используется, главным образом, огнестрельное оружие. Баллистика также является частью этого раздела. Для охоты такими же важными как оружие являются вспомогательные технические средства, которые определяли её историю в значительной степени. Они охватывают широкое разнообразие ловушек (капканов), которые могут быть использованы с помощью человека и без него, маскировочные средства, укрытия, все типы приманок, чучела, сети и петли. Сюда включаются также автомобили и другие транспортные средства, а также оптические инструменты, такие как бинокли и подзорные трубы. Следующий подраздел касается тех животных, которых используют для охоты - главным образом, охотничьих собак, ловчих птиц и хорьков, затем верховых, вьючных и тягловых лошадей. Сюда же входит обширная область кинологии, науки о разведении охотничьих собак. Различные способы добывания, такие как охота из укрытий, охота с подхода и групповая охота (например, загонная или верховая), а также вопросы организации и проведения охот вместе составляют следующий подраздел. Технические и временные ограничения и руководящие принципы для охот, которые определяют и/или запрещают определённые виды снаряжения, методы и формы поведения правовыми способами, либо по соглашению, составляют ещё один подраздел. Кроме того, сюда включаются регулирования, определяющие сезоны охоты, или запрещающие полуавтоматическое нарезное оружие, осветительные приборы и приборы ночного видения, определённые конструкции ловушек и охоту после захода солнца.
Для обучающих целей здесь представлены три большие общие категории, имеющие равную значимость. Они обозначены терминами «охотничья культура», «охотничья зоология» и «охотничьи действия», а вместе составляют дисциплину «охотоведение».