Страницы истории: Преподавательская деятельность
Глава (с сокращениями) из книги В.И. Машкина “Вехи в пяту”, г. Киров, ВНИИОЗ, 2011
После неожиданной кончины в ноябре 1996 г. доктора биологических наук, профессора кафедры биологии промысловых зверей и птиц Вятской ГСХА И.П. Карпухина студентам второго курса биофака специализации «охотоведение» нужно было дочитывать читать лекции по дисциплине «Биология промысловых зверей». Я считал себя совершенно неспособным к преподавательской работе, поэтому представители академии долго уговаривали меня прочитать лекции студентам, хотя бы до конца семестра. Писать с нуля новые лекции было нелёгким занятием. Я справился с этой работой. Но в мае 1997 г. покончил счёты с жизнью кандидат биологических наук, доцент этой же кафедры Б.Д. Злобин, и меня уговорил дочитать за него лекции по дисциплине «Методы воспроизводства охотничьих животных». В этой ситуации мне также пришлось писать заново лекции по новому предмету. Имея такой трудный опыт, я согласился и дальше вести дисциплину «Биология промысловых зверей».
Кстати, сейчас у каждого преподавателя сформирована папка «Учебно-методический комплекс по дисциплине…», в которой собраны все необходимые по конкретной дисциплине учебно-методические пособия, планы, программы и другие документы на бумажных и электронных носителях. В случае форс-мажорных обстоятельствах эти документы обеспечивают своевременную преемственность при ведении учебной дисциплины.
Постепенно я втянулся в преподавательскую деятельность и воспринимал студентов как своих детей, которым нужно привить интерес к своему делу и дать хорошее образование.
При подготовке лекций пришлось проанализировать всю доступную литературу по биологии зверей. В результате я пришёл к заключению, что нужен новый учебник по этой дисциплине. Существующий учебник, изданный в 1968 г. был несовершенен, поскольку в нём отсутствовало много общих разделов по биологии животных, а также не раскрывался полный цикл жизни у большинства охотничьих животных.
Отдельной заботой было научить студентов написать свою первую курсовую работу по биологии промысловых зверей. Многие из них с трудом излагают свои мысли, поскольку плохо знают правила правописание русского языка. Поощрялись личные наблюдения авторов (студентов), но основу работы составлял анализ и синтез данных различных авторов по выбранной ими теме. Не всегда умелое встраивание собственных материалов в текст на фоне слабых биологических знаний и отсутствия личных наблюдений в природе за дикими зверями иногда приводит к стилистическим несуразным построениям и фразам. Здесь уместно сказать, что «язык мой – враг мой». Но, тем не менее, это было своеобразное творчество, которое свидетельствовало о напряжённой работе студентов с целью познания разных сторон жизни диких зверей.
В последние годы мотивацией многих студентов стало не получение знаний, а получение диплома. Поскольку, в средней школе их не научили учиться, с литературой многие из них работать не умеют, почти все скачивают из Интернета. Всё просто, но и бесполезно для них самих, потому как новых знаний от такой бездумной работы они не получают. К тому же в Интернете надо уметь отделять «зёрна от плевел», так как этот источник информации как помойная яма: здесь можно найти и бриллиант, и откровенно сгнившее дерьмо. Такие студенты умеют приспосабливаться к ситуации, а думать и анализировать не умеют. Будущее у них в автономных ситуациях, где нужно принимать разумные решения, туманно и бесперспективно.
В вузе студент должен научиться думать и анализировать, чтобы профессионально и продуктивно реализовать полученные знания в своей дальнейшей деятельности.
Опыт преподавания традиционными методами (чтение лекции и использование плакатного иллюстративного материала, в том числе и с интерактивными досками) показал, что часто студенты не воспринимают подаваемую им информацию. То есть студенты слушают, но не слышат, смотрят, но не видят. Словно преподаватель и студенты говорят на разных, не знакомых друг другу, языках. Они почти никогда не задают вопросы, потому что им всё или многое из сказанного непонятно.
Кроме того, большинство студентов на лекциях не работают: сидят тихо, преданно смотрят на преподавателя, но не конспектируют услышанное. Они не научены на слух анализировать и вычленять главное из выданной им информации, хотя материал подавался и под диктовку, и виде рассказа. Анализ контроля знаний и ответов на экзаменах показал неспособность многих студентов осмыслить услышанное и даже ими же записанное. Часто правильный (заученный) ответ студента при рассмотрении его под ракурсом практического применения или сравнения с другими данными приводил студента в полное замешательство и беспомощность. Жаль, что многие из них не способны реализовать на практике теоретические знания.
Изначально складывалось впечатление, что многие студенты не владеют базовыми (школьными) знаниями по многим предметам. При личном контакте с некоторыми студентами это предположение подтвердилось. Приходилось мириться с мыслью: «Какой материал имеем с таким и работаем».
В последние годы довелось много читать лекций на курсах повышения квалификации специалистов охотничьего хозяйства. Многие слушатели имели богатый профильный стаж работы и солидный возраст. И в этой аудитории нам также приходилось наблюдать апатичность и даже какое-то равнодушие к тому, что говорит лектор.
Когда появилась доступная мультимедийная оргтехника, лекции и практические занятия стали более наглядными и информативными, поскольку посредством зрения воспринимается 80% информации из окружающего мира. Но и в этой ситуации большинство студентов только наблюдают, а не конспектируют услышанное и увиденное, то есть опять же на лекции не работают. Правда, некоторые учащиеся стали на лекциях фотографировать выведенные на экран слайды или видео сюжеты.
Видимо, это итог непрерывных двадцатилетних реформ и экспериментов в средней школе. Глядя на некоторых студентов складывается впечатление, что в школе они не учились совсем, а присутствовали только в её коридорах. Существенный провал в знаниях учеников основан в сути подготовки к тестированию на ЕГЭ. Школьники стали заложниками этой системы. Учеников не учат учиться (трудиться, думать, анализировать и принимать решение в конкретной производственной, научной или жизненной ситуации), а лишь натаскивают на нужные ответы. Мне жаль этих ребят, так как с таким подходам они «потеряются» в жизни и не смогут реализоваться так, как этого им хочется. Спрашивал студентов: «Зачем ваши родители ходят на работу?». Они даже с недоумением отвечают: «Чтобы зарабатывать деньги». «Зачем же тогда вы пришли в академию?», на что все отвечают: «Учиться». Они не понимают того, что учёба – это тяжелейший каждодневный, но необходимый труд, в результате которого они получают профессиональные знания, являющиеся надёжной гарантией их успешного будущего. В результате различных жизненных перипетий человек в одночасье может потерять всё: деньги, недвижимость, друзей, но никогда не потеряет свой опыт и знания, которые будут залогом его нового подъёма и возрождения после форс-мажорных ситуаций. Конечно, при наличии силы духа, желания и воли.
Углублённое изучение и преподавание биологии промысловых зверей существенно расширило мои знания и перевернуло некоторые представления о представителях животного царства и человека в частности.
Существует расхожее выражение о диких животных, что они «братья наши меньшие». Если рассматривать с позиции эволюционного возраста, то самый младший в царстве зверей – человек, но он обладает самым крупным и развитым мозгом, что обуславливает его высший ранг в иерархии позвоночных.
Сравнивая структуру внутривидовых отношений и мотивационной целесообразности многочисленных поведенческих актов различных животных с таковыми у человека, мы видим, что у тех и других они поддерживаются на единых коммуникативных связях: зрительных, звуковых, запаховых и тактильных. Нас объединяет выразительная чувственность и эмоциональность. У людей есть неоспоримое преимущество – наличие речевого общение. Но при всех достоинствах человека перед другими видами млекопитающих и птиц у Homo sapiens патологически развилась и закрепилась агрессивная повадка – убивать себе подобных особей (своего вида), чего в норме нет во взаимоотношениях других видов позвоночных. В естественной живой природе нет понятия добра и зла. У многих видов животных в процессе эволюции выработан совершенный механизм территориальной регуляции, обеспечивающий оптимальное перераспределение особей (групп особей) в пространстве без уничтожения представителей своего вида. На нейрогуморальном уровне действенно работает механизм саморегуляции баланса рождаемости и смертности животных в соответствии с обеспеченностью пищевыми ресурсами, наличием врагов и влиянием на них абиотических факторов среды, что позволяет на протяжении миллионов лет видам животных существовать, вырабатывая адаптации к меняющимся условиям среды обитания: при увеличении плотности населения в организме половозрелых особей происходит подавление воспроизводственных способностей, а при снижении численности – активизация половой функции и рост рождаемости.
У диких животных существуют три главные заповеди целесообразности их бытия: «насытиться», «не быть съеденным или не погибнуть» и «продолжить свой род», в своей сути свойственные и человеку. У позвоночных в норме существует сложный и совершенный регуляторный внутрипопуляционный механизм снижения внутривидовой агрессии и предупреждения гибели особей своего вида. У животных нет лукавого понятия «гуманность». Но когда человеческие моралисты утверждают, что другую особь своего вида можно «убить гуманно» - мгновенно умертвить без мучений, то это свидетельствует о достижении «цивилизованным» человечеством высшей точки маразма. В сложившейся ситуации люди существенно хуже диких животных, поэтому неконтролируемая и всё возрастающая внутривидовая агрессия обрекает человечество на исчезновение раньше «наших диких братьев».
История существования человека самая короткая в животном мире и на последнем этапе своего развития при переходе от охотничье-собирательного и кочевого образа жизни (около 10 тыс. лет назад) к оседлому, с освоением производительного скотоводства и земледелия, сейчас достигла высокого уровня развития и небывалой (около 7 млрд.) численности людей. Добрая половина населения на обширных пространствах планеты сейчас существуют в условиях недостатка воды и пищи. И венец эволюции на Земле – человек с его развитым мозгом, не способный контролировать гуморально-рефлекторные механизмы внутривидовой регуляции в сообществе людей, несмотря ни на что продолжает «рубить сук, на котором сидит», всё больше разрушая экологическое равновесие на планете, и стремительно идёт к естественному самоуничтожению.
…