В.И. Машкин - О кадрах в охотничьем хозяйстве
ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН, г. Киров.
Статья напечатана в журнале "Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства" Выпуск № 1, 2007 г.
Охотоведение - это комплексная наука, объединяющая три основных научных направления (блоки учебных дисциплин) и обслуживающая потребности охотничьего хозяйства.
В организационно-экономические основы охотничьего хозяйства входят:
1. Экономика охотничьего хозяйства.
2. Организация охотничьего хозяйства.
3. Управление охотничьим хозяйством.
4. Охотничье законодательство.
5. Основы маркетинга.
6. Этнография.
7. Охотничья статистика и социология.
Биологические основы охотничьего хозяйства включают дисциплины:
1. Биология и систематика охотничьих зверей и птиц.
2. Биология и систематика морских млекопитающих.
3. Экология.
4. Зоология и зоогеография.
5. Ботаника и геоботаника.
6. Типология и классификация охотничьих угодий, корма животных.
7. Болезни охотничьих животных.
К технологическим дисциплинам относятся:
1. Учет ресурсов охотничьих животных.
2. Методы воспроизводства и управление популяциями охотничьих животных.
3. Технология добывания.
4. Товароведение и технология переработки охотничьей продукции.
5. Собаководство (кинология).
6. Звероводство и оленеводство.
7. Трофейное дело.
Охотничье хозяйство, как и всякое хозяйство, есть категория, прежде всего экономическая, а потом биологическая (Соловьев, 1926; Перелешин, 1937). Предметом изучения охотоведения является охотничье хозяйство с его динамичными социально-экономическими и биологическими процессами, происходящими в нем в связи с его организацией,ведением и управлением. Методы охотоведения являются общими с экономическими и биологическими науками. К его специфичным методам относятся методы учета и оценки поголовья, методы управления эксплуатируемыми популяциями охотничьих животных и др.
Как отрасль производства, охотничье хозяйство имеет свои специфичные средства труда (охотничьи животные, охотничьи угодья, орудия охоты и средства для обеспечения процессов воспроизводства охотничьих животных), технологию производства (охоты и воспроизводства) и специфичную продукцию (Мельников, 2005). В этой связи наивными выглядят высказывания некоторых специалистов о том, что охотничьего хозяйства в стране нет, что есть только охота. Этот тезис удобен для профессионально неграмотных чиновников, которым проще управлять охотой и присваивать себе право пользования охотничьими ресурсами в угодьях государственного резервного фонда, который давно отсутствует в западных странах с рыночной экономикой с их охотничьими клубами, союзами и организованными охотничьими хозяйствами. В перспективе такого чиновника устраивает следующая система, олицетворяющая охотничье хозяйство: самодеятельный (неорганизованный) охотник, частный собственник или богатый арендатор угодий, с одной стороны, и обезличенный государственный орган - с другой.
Охота в охотничьем хозяйстве - это «сбор урожая», которому предшествует обширная целенаправленная деятельность по обеспечению воспроизводства, охране, управлению популяциями охотничьих животных, нормированию их использования и т.д.
Численность и плотность населения животных в организованных охотничьих хозяйствах выступает не только как продукт природы, а в основном создается всей предшествующей деятельностью хозяйства. Этот тезис подтверждают и исследования отечественных ученых, показавших, что численность в организованных хозяйствах выше, чем в угодьях резервного фонда (Сергеев, 2000; Каледин, 2004). Уровень влияния хозяйственной деятельности не одинаков в отношении различных видов в разных регионах, в хозяйствах различной интенсивности, но всюду это различие имеет место, и задача охотоведов -увеличивать результативность хозяйственной деятельности.
Административная реформа в России 2004 г. фактически упразднила отрасль охотничьего хозяйства. Исчезали организационные формы (субъекты) хозяйствования: государственные, кооперативные, общественные. Часть последних сохранилась и поныне, и они функционируют в сложных экономических и правовых условиях. В настоящее время административная реформа, налоговый, лесной и земельный кодексы не оставляют места и для них. Ликвидированы Департамент по охране и развитию охотресурсов МСХ РФ и его региональная сеть. Созданная Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору выдает разрешения и осуществляет надзор, в том числе и в сфере охотпользования. Государственные службы не способствуют развитию охотничьего хозяйства, поскольку не имеют хозяйствующих субъектов в регионах, и более того, всячески ущемляют права охотпользователей. Примером тому массовый поток судебных разбирательств между госорганами и хозяйствующими охотпользователями (Слободенюк, 1997, 2001, 2006).
Многие профессиональные и опытные руководители бывшего охотдепартамента смещены со своих постов, а на их место поставлены случайные, не имеющие даже элементарного биологического образования (не говоря уже об охотоведческом) люди. В этом мы убедились в процессе обучения слушателей курсов повышения квалификации в системе ветеринарного и фитосанитарного контроля ряда областей России. А для качественного выполнения указанного выше специфического комплекса работ необходимо иметь квалифицированные охотоведческие кадры, а не наивных радетелей природы.
Начиная с конца 80-х годов, попытки организации подготовки охотоведов высшей квалификации, учитывая высокую потребность производства в специалистах данного профиля, предпринимались и предпринимаются различными вузами России и других стран СНГ. В настоящее время в России подготовка кадров высшей квалификации (специализация 011613 - Охотоведение) ведется в Иркутской, Вятской, Московской и Благовещенской сельхозакадемиях, Йошкар-Олинском лесотехническом институте и Красноярском госуниверситете (очно), а также в Российском государственном аграрном заочном университете (г. Балашиха Московской обл.). В этих вузах ежегодно выпускают около 200 охотоведов с высшим образованием, но они часто не могут найти работу, поскольку их потенциальные рабочие места заняты людьми без профильного образования.
Следует отметить, что в настоящее время подготовка охотоведов затруднена рядом причин, не зависящих от учебных заведений. Специальность «Охотоведение» не включена в «Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования» (2000 г.), поэтому подготовка биологов-охотоведов производится в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности 011600 «Биология», утвержденном в 2000 г, где «Охотоведение» выделено в качестве специализации в примерном учебном плане.
Кроме того, в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования до 2010 г.» в последующие годы при планировании государственного заказа на подготовку специалистов и ежегодном наборе студентов должны учитываться потребности рынка труда и фактические заказы региональных служб занятости населения. В связи со свободным распределением выпускников, существующем в последнее десятилетие, фактически утеряна связь вузов с охотхозяйственными организациями - работодателями, и трудоустройство молодых специалистов осуществляется главным образом самостоятельно, после службы в Российской армии. Для ликвидации этой проблемы вузам необходимо совместно или при поддержке Минсельхоза РФ, Министерства природных ресурсов и других заинтересованных министерств и ведомств участвовать в формировании государственного заказа через Федеральную службу занятости (Ширяев, 2002).
Учебные планы, отработанные в течение многих лет подготовки биологов-охотоведов, существенно отличаются от нового ГОС, поскольку в них содержится 3 блока дисциплин - биологических, организационно-экономических и технологических (см. выше). При этом доля прикладных дисциплин в существующих учебных планах гораздо выше (около 40%), чем в ГОС, и они не укладываются в те лимиты времени, которые могут быть использованы вузами по часовой нагрузке по собственномуусмотрению (дисциплины регионального компонента, дисциплины по выбору, факультативные курсы) (Блохин, 2004). Следует признать, что и учебники и учебные пособия для студентов-охотоведов устарели и требуют обновления (Блохин и др., 2002).
Таким образом, проблемы, стоящие перед охотничьим хозяйством, с одной стороны, обусловлены низким профессионализмом руководящих кадров областного и районного уровня, чаще всего не имеющих профильного охотоведческого образования. С другой стороны,проблемы, возникающие перед вузами, готовящими специалистов для охотхозяйственных организаций, связаны с отсутствием данной специальности в «Перечне направлений и специальностей высшего профессионального образования» (2000 г.), а также с отсутствием самостоятельного государственного образовательного стандарта.
Учитывая намеченные принципы модернизации российского образования до 2010 г., целесообразно совместно с ведомствами, организациями охот-хозяйственного профиля и другими потенциальными работодателями инициировать утверждение специальности в рамках существующего перечня, с одной стороны, и возобновить заявки на выпускников через Федеральную службу занятости.
Актуальной является проблема информационного обеспечения специалистов отрасли и охотников современными научными разработками и новинками правового, технологического и организационно-экономического направлений. Многие специалисты Федерального агентства по фитосанитарному контролю районного звена сетуют, что им не выделяют средства даже на журнал «Охота и охотничье хозяйство». Большинству специалистов недоступны книги по методикам учетов, по технологиям и описаниям воспроизводственных мероприятий, по нормированию и управлению популяциями охотничьих животных и другим направлениям деятельности охотничьего хозяйства. Прежние издания недоступны из-за их отсутствия. Современные книги (сборники и монографии) издаются малыми тиражами в 300-500 экземпляров, обычно оседают у узкого круга лиц и не доходят до большинства охотпользователей из-за отсутствия налаженной в стране системы распространения (продажи) печатных непериодических изданий. Сейчас в управленческих структурах системы охраны, контроля и использования ресурсов диких животных страны формулируется новое поколение людей, которым крайне необходимы знания по всем трем блокам охотоведения (см. выше), для чего необходимо возродить издание (и переиздание) массовыми тиражами брошюр по рубрикам, указанным в приведенном выше перечне научных дисциплин, и наладить систему их распространения среди охотпользователей и охотников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Блохин Г.И. 2004.Перспективы подготовки специалистов-охотоведов в высших учебных заведениях // Пищевые ресурсы дикой природы и экологическая безопасность населения: Мат. Межд. Конф., 16-18 ноября 2004 г. - Киров: ВНИИОЗ РАСХН, ИПЭЭ РАН. С. 40-42.
Блохин Г.И., Афанасьев Г.Д., Божанский А.Т., Сойнова О.Л. 2002.Подготовка в высшей школе специалистов по охотоведению и зоокультуре: проблемы и перспективы // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства: Мат. Межд. Научно-практ. конф., посвящ. 80-летию ВНИИОЗ (28-31 мая 2004 г.). Киров.: ВНИИОЗ РАСХН. С.15-17.
Каледин А.П. 2004. Роль общественных организаций России в сохранении биоразнообразия. / Автореферат дисс....канд. биол. наук. Киров. 23 с.
Мельников В.К. 2005. О структуре охотоведения // Биологические ресурсы: состояние, использование и охрана: Мат. Всеросс. научно-практ. конф., посвящ. 75-летию Вятской ГСХА и 40-летию подгот. биологов-охотоведов (31 мая-2 июня 2005 г.). - Киров: ВГСХА. Киров. С. 27-30.
Перелешин С.Д. 1937.Охотничье хозяйство СССР М. - Л.: Коиз. 140 с.
Сергеев Е.Б. 2000. Роль копытных в Кировской области и их использование / Автореферат дисс....канд. биол. наук. Москва. 22 с.
Слободенюк В.Б. 2006. Охотничьи дела (хроника судебного опыта). Часть I. Киров, 1997. 334 с. Часть II. Киров, 2001. 418 с.; Часть III. 2001-2006. Киров. 558 с.
Соловьев Д.К. 1926.Основы охотоведения: Систематическое руководство к изучению охотничьего дела в СССР. Ч.4. - М.: Новая деревня. 903 с.
Ширяев В.В. 2002. О проблемах подготовки биологов-охотоведов в России // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства: Мат. Межд. научно-практ. конф., посвящ. 80-летию ВНИИОЗ (28-31 мая 2004 г.). - Киров: ВНИИОЗ РАСХН. С.105-106.