О проблемах подготовки биологов-охотоведов в России
Статья В.В. Ширяева (Вятская госсельхозакадемия, г. Киров)
Материалы научно-практической конференции, посвящённой 80-летию ВНИИОЗ "Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства", Киров, 2002
Подготовка биологов-охотоведов в России осуществляется более 100 лет. Значительный вклад в обучение специалистов данного профиля внесли Московский пушно-меховой институт, Иркутский сельскохозяйственный институт (ныне Иркутская госсельхозакадемия), Кировский сельскохозяйственный институт (ныне Вятская госсельхозакадемия), ВСХИЗО (ныне РГАЗУ- Российский государственный аграрный университет). Этими вузами подготовлено более 7250 специалистов, внесших значительный вклад в развитие отечественного охотоведения и охотничьего хозяйства, отечественной науки, охраны природы и заповедного дела России и других стран СНГ.
В современной социально-экономической ситуации, начиная с конца 80-х годов, попытки организации подготовки охотоведов высшей квалификации, учитывая высокую потребность производства в специалистах данного профиля, предпринимались и предпринимаются различными вузами России и других стран СНГ (Днепропетровским госуниверситетом, Ханты-Мансийским сельскохозяйственным институтом, Казахским аграрным университетом, Астраханским госуниверситетом и др.). Однако, отсутствие необходимой образовательной базы, учебных пособий, квалифицированных преподавателей не всегда позволяет осуществить задуманное.
Следует отметить, что в настоящее время подготовка охотоведов затруднена рядом причин, не зависящих от учебных заведений. Специальность "Охотоведение" не включена в "Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования" (2000 г.), поэтому подготовка биологов-охотоведов производится в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности 011600 "Биология", утвержденном в 2000 г., где "Охотоведение" выделено в качестве специализации в примерном учебном плане.
При аттестации и лицензировании ВГСХА в 2000 г. комиссия указала на необходимость согласования действующего учебного плана подготовки охотоведов в УМО "Биология" университетов. В настоящее время имеющийся учебный план доработан с учетом нового ГОС и представлен на согласование. В Иркутской ГСХА подготовка охотоведов производится по такому же принципу.
Учебные планы, отработанные в течение многих лет подготовки биологов-охотоведов, существенно отличаются от нового ГОС, поскольку в них содержится 3 блока дисциплин - биологических, организационно-экономических и технологических. При этом, доля прикладных дисциплин в существующих учебных планах гораздо выше (около 40%), чем в ГОС, и они не укладываются в те лимиты времени, которые могут быть использованы ВУЗами по часовой нагрузке по собственному усмотрению (дисциплины регионального компонента, дисциплины по выбору, факультативные курсы).
Кроме того, в соответствии с "Концепцией модернизации российского образования до 2010 г." (далее - Концепция), в последующие годы при планировании государственного заказа на подготовку специалистов и ежегодном наборе студентов будут учитываться потребности рынка труда и фактические заказы региональных служб занятости населения. В связи со свободным распределением выпускников, существующим в последнее десятилетие, фактически утеряна связь ВУЗов с охотхозяйственными организациями -работодателями, и трудоустройство молодых специалистов осуществляется главным образом самостоятельно, после службы в Российской армии. Для ликвидации этой проблемы ВУЗам необходимо совместно или при поддержке Минсельхоза РФ, Министерства природных ресурсов и других заинтересованных министерств и ведомств участвовать в формировании государственного заказа через Федеральную службы занятости.
Поскольку оптимизация перечней профессий и специальностей в соответствии с Концепцией будет продолжаться и впредь, одним из возможных вариантов для упорядочения подготовки охотоведов высшей квалификации может быть утверждение специальности "Охотоведение" в блоке 310000 "Специальности в области сельского и рыбного хозяйства" наряду с зоотехнией и ветеринарией и разработка ГОС по охотоведению.
Решение этих проблем в ближайшее время крайне необходимо и в связи с тем, что, начиная с 2003 г., формирование контингента студентов - первокурсников для обучения по госзаказу будет производиться на основе баллов Единого государственного (выпускного) экзамена в школах и Государственных индивидуальных финансовых обязательств (ГИФО), целевых возвратных субсидий на получение образования. Последнее будут определять постепенный переход к финансированию профессиональных образовательных учреждений на контрактной основе в зависимости от количества специалистов, требующихся на рынке труда.