С.А. Корытин - Соревнуемся в прыжках на грабли
Оглядываясь на пройденный Институтом путь, задаешь себе вопрос: а можно ли было сделать больше, лучше? Несомненно. О многих препонах уже говорилось раньше, сейчас помянем лишь некоторые. Организация труда во ВНИИОЗе внешне выглядела прилично, но была неравномерна. И в масштабах всего института она оставляла желать лучшего. Можно привести десятки и сотни тому примеров, но укажу лишь один.
Известно, что обсуждение любого вопроса на ученом совете идет плодотворнее, если его члены предварительно ознакомились с содержанием намеченного к рассмотрению доклада. Поэтому принято заранее раздавать его текст или материалы. Однако это правило постоянно нарушалось и нарушается - то докладчик запаздывает с представлением доклада, то заболела машинистка, которая должна была размножать его, то сломался ротапринт, то нет порошка для принтера, то секретарша поленилась раздать уже напечатанные тезисы. Так было при всех директорах. Было и есть. Типичная российская картина.
На дорогом электронном микроскопе за три года работали только 76 часов. Два сборника научных трудов в 1983 году не вышли потому, что их не подготовили вовремя. В столах внезапно умершего весной 2001 г. секретаря директора Л. Р. Долгоаршинных нашли деловое письмо, присланное мне четыре года назад и корреспонденцию для ряда других сотрудников Института, по лености или каким-то иным причинам не врученную адресатам. Благодаря такой практике было сорвано участие Н. Н. Бакеева и А. А. Синицына в работе международного конгресса.
В библиотеке нашего института имелась великолепная книга «Курс для высшего управленческого персонала» (перевод с английского, 1971). Казалось бы, она должна быть настольной книгой любого начальника - большого и малого. В книге есть все, даже слова, которые надо говорить человеку, принимая его на работу или переводя на другую. Эту книгу я показывал всем директорам, начиная с В. К. Новикова, и их заместителям, многим завлабам. Но никто не проявил к ней живого интереса, никто не захотел воспользоваться накопленным мировым опытом, все полагались на собственное наитие.
Надо сказать, что и сам я прочитал эту книгу не от корки до корки, а лишь отдельные места. Все мы, русские, из одного теста. Пользуясь накопленным мировым управленческим опытом, можно избежать многих ошибок, не наступать вторично на грабли. Но, кажется, прыжки на грабли скоро станут отечественным видом спорта. Кто-то ядовито заметил: умные учатся на ошибках других, недалекие - на своих, а остальные вообще не учатся.
Мы забыли также о существовании науки о науке - о науковедении, которая успешно развивается во всем мире. Обнаружены интереснейшие закономерности работы научных коллективов, оптимальные условия их организации и функционирования. Использование науковедческих разработок позволяет управленческий труд в науке сделать намного эффективнее, в том числе и в нашем Институте.