С.А. Корытин - Наш враг - невежество
Когда выходит на трибуну научный сотрудник, давно работающий в институте, я почти наверняка знаю, что он будет говорить, какой бы вопрос ни обсуждался. Сформировавшийся человек почти не меняет своих взглядов. Известно: где много старичья, новое продирается с трудом. Сторонники старых взглядов не переубеждаются, а вымирают. И благодаря этому жизнь получает возможность двигаться вперед. Как и во всей российской науке, во ВНИИОЗе после перестройки средний возраст ученых сильно повысился. В 2000 году он был равен в центральном институте 49 годам. Скоро наше уютное, научное болотце начнет закисать. Закисание ускоряется общностью образования и, следовательно, сходством основных научных взглядов и убеждений.
«Нам не нужно варягов!» - говорил обычно заместитель директора по науке Н. Н. Граков на ученых советах при рассмотрении конкурсных дел. Он ратовал за прием на работу в Институт биологов-охотоведов, окончивших КСХИ. А между тем, люди других специальностей, попавшие к нам, оказывались весьма полезными. Например, лесники Д. Н. Данилов и Г. Н. Бурдуков. Недостающие знания по охотоведению способный, активный, заинтересованный человек набирает сам, в процессе работы. Особенно полезны «гибриды», люди, имеющие два образования. Н. П. Наумов окончил МГУ и высшие курсы охотоведения. И. А. Домский имеет два диплома - охотоведческий и ветеринарный. Н. В. Краев, получив специальность биолога-охотоведа, стал кандидатом юридических наук.
Крайне нужны математики, поскольку биологи и биологи-охотоведы в математике, как правило, весьма слабы. Эта слабость приводит к печальным результатам. Вот пример. Чтобы вести грамотно охотничье хозяйство, нужно знать численность диких животных на его территории. Для ее определения охотоведами и биологами разных мастей были разработаны десятки различных методов учета. Ими пользовались. Однако серьезный математический анализ, проведенный в последние годы, показал, что почти все существующие методы учета численности диких животных не обеспечивают получение достоверных результатов и вводят людей в заблуждение. В сущности - трагедия отрасли.
Больше всего мы страдаем от своего невежества. И не только научного, но и культурного. Из человека с низкой общей культурой, из человека неинтеллигентного, не может вырасти научный работник с большой буквы. Принимая лаборанта на работу, я обычно спрашивал у претендента, какие художественные книги из прочитанных ему понравились более всего. Его ответ безошибочно показывал, что можно ждать от этого человека в науке. Пагубность разрыва естественного и гуманитарного образования стали понимать. Слышал по радио, что создан университет, дающий образование обоих направлений. А. Эйнштейн писал: «Каждый хотя бы бегло должен познакомиться со всем лучшим».