Беседа с зам. декана биофака ВГСХА Шулятьевым А.А.
Беседа с заместителем декана биологического факультета ВГСХА, доцентом, кандидатом биологических наук А.А. Шулятьевым. Вел Анатолий Кричевцов. Журнал Охота № 10, 2009 г.
Александр Анатольевич, первый набор студентов на отделение охотоведения состоялся 44 года назад. А раньше таких специалистов в России готовили?
— На биолога -охотоведа в нашей стране учат уже более 100 лет, и роль основной кузницы этих кадров выполняли разные учебные заведения. Сейчас ведущая роль принадлежит вузам в Кирове, Иркутске, подмосковной Балашихе. Несколько позже других названных вузов начал поставлять специалистов для охотничьего хозяйства страны Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, но его выпускники уже снискали добрую славу и пользуются высоким спросом.
В Кировском сельскохозяйственном институте, как ранее назывался наш вуз, эти кадры начали готовить в 1965 году, для чего при зоотехническом факультете было открыто отделение охотоведения. Позднее его выделили в самостоятельный факультет. Первый набор по новой специальности состоял из 50 студентов.
Со временем отделение охотоведения вновь вошло в состав зоотехнического, а с 1996 года — биологического факультета.
— Интересно, кому выпала роль первопроходца, а точнее — первого руководителя отделения?
— Возглавил его Владимир Георгиевич Сафонов — человек, преданный науке и отечественной природе. Вначале, будучи сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института охотоведения и звероводства, совмещал в сельхозинституте должность старшего преподавателя, читал курс по зоогеографии и экологии животных. С появлением в штате института должности заместителя декана по отделению охотоведения, он и был приглашен на новую работу. Когда же отделение преобразовали в факультет, стал его деканом. Позднее Владимир Георгиевич долгое время возглавлял ВНИИОЗ и оставил добрый след в истории этого научного учреждения.
Первым заведующим специализированной кафедры, призванной давать знания по охотоведению, стал кандидат биологических наук Иван Павлович Карпухин — известный охотовед, специалист по экологии белки.
Сегодня биологическим факультетом руководит доктор ветеринарных наук Андрей Викторович Филатов. А специализированных кафедр теперь несколько. Учебный процесс на них обеспечивают 6 докторов и 12 кандидатов наук — это значительно больше, чем в других вузах, занятых подготовкой специалистов по охотоведению и звероводству.
— Сколько студентов ежегодно поступают на ваше отделение?
— Цифры колеблются, но в среднем набираем 45-50 человек по очной и 25-30 по заочной формам обучения. Это с финансированием из федерального бюджета. Еще 10-15 студентов приходят к нам с условием, что они сами оплачивают свое обучение.
Кстати, девушки составляют у нас абсолютное меньшинство: 3-5 человек на каждый курс отделения. И этому есть объяснение. Все же охотоведу приходится иметь дело с оружием, дикой природой, испытывать большие физические нагрузки, иногда подолгу жить в отрыве от семьи. Правда, есть немало представительниц прекрасного пола, которые хорошо зарекомендовали себя на этой нелегкой стезе. Тем не менее выпускницы вуза идут, как правило, работать в органы управления охотничьим хозяйством.
— Вы уже коснулись платного обучении очников. Практикуется ли этот подход н других формах обучения?
— Конечно. На аналогичных, то есть платных условиях академия позволяет получить второе высшее образование. Поступающим засчитываются изученные ранее общеобразовательные предметы, кроме того, они сдают единый государственный экзамен.
Академия предоставляет возможность и целевой подготовки специалистов. Она основывается на договорах с охотничьими организациями, управлениями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Набор студентов в этом случае ведется вне конкурса после успешной сдачи вступительных экзаменов и внесения договаривающейся с академией стороной разового платежа. Целевое обучение позволяет охотничьим организациям участвовать в отборе будущих студентов и планировать их использование по завершении учебы. Важно и то, что для финансирования этой формы подготовки специалистов госучреждения могут использовать средства экологических фондов. В свою очередь студенты получают гарантии последующего трудоустройства в соответствии полученным образованием.
— Надо полагать, учебный процесс тоже совершенствуется?
— Несомненно. Качественные подвижки здесь происходят благодаря пополнению кафедр профессорами и преподавателями высокой квалификации. Так, по выпускающей кафедре «Охотоведение» впервые со времен открытия нашего отделения «остепенённость» преподавателей составляет 100 процентов. Академия все больше насыщается новой электронной техникой. Появляются целые компьютерные классы.
Немаловажную роль в постижении студентами знаний принадлежит собранию охотничьих ружей и музею биологического факультета. В частное в музее представлены коллекции шкурок пушных зверей, рогов диких копытных животных, черепов млекопитающих, тушек птиц. Здесь можно познакомиться даже с фрагментами скелетов давно исчезнувших животных.
Формирование экспозиции осуществляется за счет экспонатов, привозимых студентами с практик, а также переданных в дар выпускниками факультета. А заведует музеем Андрей АлексеевичМанылов, увлеченный природой человек и прекрасный таксидермист.
— Александр Анатольевич, кто идет учиться на охотоведа? Не получается ли так, что большинство ваших студентов — кировчане, которые по выпуску не очень-то охотно едут на работу в удаленные от городов районы?
— Сразу замечу, что к нам идет, прежде всего, молодежь, одержимая природой и охотой — как иногородняя, так и местная. Многие студенты являются выходцами из семей, в которых кто-то работает егерем, охотоведом или директором охотхозяйства. А иногда и сами абитуриенты приезжают к нам уже с небольшим стажем работы, как говорится, по профилю. Значит, поступающий понимает, на что идет и какое будущее его ждет.
К примеру, Ирина Куприна, окончившая ВГСХА в прошлом году, поступила на отделение охотоведения из Саратовской области. Причем у нее было две попытки. Первый раз не прошла по конкурсу. Ее отец, многолетний работник одного из охотхозяйств области, благословил выбор дочери. Может быть, поэтому и училась Ирина только на «отлично». Успевала еще и со спортом дружить: стала мастером спорта по восточным единоборствам, участвовала в состязаниях на первенство России, занимала призовые места.
Сейчас Куприна учится в аспирантуре нашей академии. К тому же она страстный охотник -любитель, держит охотничьих собак.
Что же касается кировчан, то они не составляют большинство. Из 55 поступивших на учебу в 2008 году жителей нашего города только 8. И поверьте на слово: они ничем плохим не выделяются среди своих однокурсников. Что касается географии трудоустройства и количества выпускников, работающих по специальности, то здесь картина выглядит вполне приемлемо.
— В большинстве вузов страны студенты ездят па практику. В Кировской госсельхозакадемии она предусмотрена?
— В обязательном порядке. Для прохождения производственной практики на двух старших курсах будущие охотоведы выезжают в учебно-опытное охотничье хозяйство академии «Спасо-Заозерье», в хозяйства Кировской области и других регионов, в заповедники, национальные парки. Там они занимаются учетом охотничьих животных, собирают материал для дипломной работы и анализа деятельности хозяйства или организации. Туда же их нередко по окончании учебы приглашают на работу, и в первую очередь тех, кто хорошо проявил себя в период практики.
Именно так складываются отношения практикантов с Тверьохотобъединением «Егерь». В этой системе хозяйств, где созданы хорошие условия для труда и жизни персонала, таким образом уже получили рабочие места 20 наших питомцев.
На младших же курсах предусмотрены учебные практики в хозяйствах продолжительностью 2-3 недели отдельно по геоботанике, зоологии, рыбному хозяйству, пчеловодству, биологии зверей или птиц, технологии добывания охотничьих животных и так далее. Они проходят под непосредственным руководством преподавателей.
— Как известно, сейчас внимание общественности приковано к законодательству, призванному регулировать проблемы защиты природы и деятельность охотничьего хозяйства страны. Считаете ли вы основные нормативно-правовые акты нашего государства в этой сфере совершенными и достаточными для выполнения охотоведами своей миссии?
— Конечно нет! Сейчас охотничье законодательство представляет собой не систему, а отдельные и разрозненные нормативно-правовые акты. Их положения нередко противоречат, взаимоисключают друг друга, что не остается без внимания наших студентов и выпускников.
Возьмем закон «О животном мире» и Лесной кодекс. Казалось бы, каждый из них должен регулировать свою сферу правоотношений. Однако Лесной кодекс содержит и такие правовые нормы, которые регулируют отношения в сфере охотпользования. В частности, ведение охотничьего хозяйства признано в нем формой использования лесных участков. Видимо, только потому, что какие-то звери или птицы живут в лесу. А если они обитают в степи? Чем в таком случае должно регулироваться охотпользование? Степным кодексом, которого у нас нет?
Есть противоречия и в других нормативно-правовых актах. И чтобы устранить эту «разноголосицу», стране нужен один, но главный закон. На его основе можно будет выстраивать необходимые подзаконные акты, то есть создавать ту самую законодательную систему, которой так не хватает охотничьему хозяйству России.
Это обстоятельство имеет первостепенное значение не только с практической точки зрения, но и моральной. Ведь люди — я имею в виду и наших выпускников — работают с гораздо большей отдачей, когда знают, что они опираются на надежную, выверенную правовую базу.