В.П. Кузенков - Теория и практика
Профессии биолога-охотоведа нас учили четыре года и восемь месяцев. Передавая студентам знания, наши преподаватели готовили будущих работников охотничьего хозяйства. Система обучения состояла из получения студентами в первую очередь теоретических знаний, а потом уже теория закреплялась на практике.
Для этого сначала мы, студенты, выезжали в охотхозяйство нашего института вместе с учителями, а позже, на старших курсах, ездили в различные регионы нашей страны уже без них. По окончанию срока учёбы мы получали дипломы биологов-охотоведов и считались специалистами, полностью подготовленными для работы в охотничьих хозяйствах.
Из учёбы того времени многое помнится и сейчас. Конечно, не скучные лекции по высшей математике, физике или химии. Такое забылось сразу. В памяти остались специальные предметы, такие как «Биология промысловых птиц», «Техника добычи диких животных», «Техника безопасности в охотничьем хозяйстве», «Лесоводство», «Собаководство» и т. д., то есть те предметы, которые охотоведу, имеющему высшее образование, знать просто необходимо. Хочется привести некоторые выдержки из записанных мной когда-то лекций.
Предмет «Биология позвоночных»; тема — «Наблюдения в живой природе»:
- Сижу я, ребята, в снегу с фотоаппаратом в руках. Жду. Вдруг мне на голову садится птица — воробьиный сычик. И за кого же он меня принял? За пенёк или бугорок снега? Как вы думаете?
Мы дружно кричим всем курсом в ответ:
- За пенёк, конечно за пенёк! Вас только за пенёк!
Следующий эпизод. Предмет «Техника безопасности в охотничьем хозяйстве»; тема — «Неосторожное обращение с охотничьим оружием»:
- Вот какой случай произошёл в моей практике. Охотники отстояли зорьку на утиной охоте. Сели обедать. Хорошо выпили. После зорьки на охоте это, как вы понимаете, святое. Тут и заспорили, у какого из ружей бой лучше. Один взял патрон, всю дробь из него высыпал, напихал туда вместо дроби бумагу, вставил прокладку, на которой был отмечен номер дроби — № 2. Даёт патрон товарищу и говорит: «Я отойду на двадцать метров, встану к тебе задом, а ты из своего хвалёного ружья стреляй. Не попадешь, гарантирую. Держи патрон». Потом отходит, поворачивается, не спеша, нагибается, выставляя свой зад как мишень. Товарищ хоть и пьян, а о технике безопасности не забывает. Взглянул на номер дроби, сообразил — крупна, мол, разобью. Нужно дробь взять мельче. Достал из патронташа свой патрон, заряженный седьмым номером, вставил в ствол и выстрелил. Он знал, что от крупной дроби крупные раны бывают. Представляете, седьмым номером и по... Крику было, крику! Какой вывод? После охоты, если выпиваете, ружей в руки не брать ни в коем случае!
В другой раз шли несколько человек на охоте по полю. Дело к обеду. Устали, сели передохнуть. Ну, как положено, газету на земле расстелили. Разложили закусочку, огурчики, помидорчики порезали. Налили по маленькой. Только хотели выпить, а тут откуда не возьмись самолёт «Кукурузник» летит, поля опыляет. Охотников и накрыл удобрениями. Настроение сразу у всех испортилось. А самолёт заходит над ними во второй раз. Один из охотников не выдерживает, заряжает своё ружье картечью и по самолету делает дуплет. Попал. Самолёт сел на вынужденную посадку, а мужика — в милицию. Уголовное дело на него завели. Какой вывод? Если у вас плохое настроение, никогда не надо брать в руки ружье. Хотя, может, тот охотник в той ситуации был и прав.
Следующая лекция на тему «Общеопасные самоловы».
- Повадились ребятишки к одному деревенскому охотнику на пасеке лазить в сарай, мёд воровать, — рассказывает преподаватель. — Тому надоело, он взял и поставил в своём сарае старинный, кованный ещё его дедом, медвежий капкан. Один из ребят на следующий день попался, а другие испугались и разбежались по домам. Родителям ничего не говорят, боятся, что попадет. А парень домой не пришел. Искать его стали. Пчеловод тем временем немного запил. Совсем забыл о капкане, а вспомнил только через пару дней. Парня-то освободили, но пришлось в больницу его везти, да и там еле вылечили. А мужика — пчеловода — в кутузку. Вывод, какой напрашивается? Если ставите общеопасные самоловы — обязаны обозначить как-то, что здесь такой капкан стоит, потому что люди должны это знать. Это первое. Второе правило — такие капканы на медведя чаще проверять надо.
Вспоминается мне еще такой эпизод. Предмет «Биология промысловых птиц»; тема лекции — «Рябчик».
- Птенцы у рябчика вылупляются, в основном, в первой декаде июня. Из яйца они выходят уже с отрастающими маховыми перьями и весят около десяти граммов. К концу июля по размеру приближаются уже к взрослым птицам, которые имеют размер тела примерно... Как же вам, ребята, лучше объяснить? Ну, рябчик взрослый размером как... В общем, он размером с пивную кружку! Понятно?
Мы все дружно киваем в ответ.
Таких моментов во время учебы было у нас полно. Не могу не рассказать ещё несколько интересных высказываний.
Предмет «Биотехния»; тема — «Биотехнические мероприятия для промысловых птиц».
- Попросили меня, ребята, чтобы я заставил вас весной сделать карту глухариных токов по нашему институтскому охотхозяйству. Спрашиваю: «Для чего карта нужна?» «Для биотехнических мероприятий», — отвечают. Мы такой карты с вами делать не будем. Так как лучшая биотехния для глухарей... это их не трогать!
Предмет «Лесоводство». Тема лекции «Просеки и установка квартальных столбов».
- Идёт студент-агроном со своей подругой, студенткой зооинженерного факультета, по просеке в лесу. Видят — квартальный столб. Студент-агроном думает: «Покажу подруге, какой я сильный, выдерну столб из земли». Подходит, берётся за столб. Дёрг, дерг — не тут-то было. Не выдёргивается. А почему? А потому, что это мы, лесники-охотоведы, столб в землю с крестовиной на конце закопали. Так должны устанавливаться все квартальные столбы, чтобы разные там студенты других факультетов их не портили.
Предмет «Охотничье собаководство». Тема лекции «Терьеры».
- Терьеры — самая многочисленная группа собак. Охотничьи терьеры выведены очень давно. Их родиной считают Англию. Все терьеры отличаются от других собак энергичностью и смелостью, отменной реакцией. Они очень хорошо реагируют на любое движение. Например, когда-то давно, в те далёкие времена гулял охотник по улице с одним из первых выведенных терьеров. Как раз тогда появились и первые автомобили. Едет мимо охотника с собакой такой автомобиль (скорость тогда была небольшая), терьер смотрит и думает: «Что это там за движение?» Хвать машину за колесо, его крутануло, шлёп об землю. Терьер ничего не понял, хвать машину за другое колесо...
Тема лекции «Лайки».
- Вы, ребята, конечно, знаете, что собака лайка на короткой дистанции может догнать лисицу. Скорость бега у лайки выше, чем у лисы. Многие охотники эту особенность давно подметили и часто используют лаек в охоте на лис. Берёт охотник себе лайку, лучше всего белого окраса, потому что такая собака на снегу не заметна. Сам надевает белый маскировочный халат. Обязательно нужен зонтик, который красится в белый цвет. Находит охотник мышкующую лисицу на поле, начинает скрадывать. Ползёт вместе с собакой по снегу к лисе. Прикрывает себя и собаку зонтиком, чтобы лиса не заметила. Часто собаке хочется посмотреть, где лиса. Для этого делается в зонтике небольшая дырочка. Желательно, чтобы собака лису из виду не теряла. Ползут они так, и когда до лисицы остаётся уже небольшое расстояние, охотник убирает зонтик и пускает лайку. Она мигом догоняет и ловит лису. Трофей взят.
Предмет «Техника добычи диких животных»; тема лекции «Ружейный промысел белки».
- Ружейный промысел белки подразделяется на: ружейный промысел с лайкой, ружейный промысел по гайнам и ружейный промысел «на узёрку». В первом случае зверьков отыскивает собака, во втором и третьем — сам охотник. При охоте по белке «на узёрку» охотник тихо идет по лесу. Старается первым увидеть или услышать белку. Для успешности такой охоты лучше всего пришить охотнику к своей охотничьей шапке уши от добытого лося. Белочка — зверёк любопытный. Прыг, прыг по ветке. Смотрит и думает: «Что это там такое идёт, непонятное?» Выглядывает и начинает цокать. Замеченная белка отстреливается метким выстрелом. Такой способ охоты даёт неплохие результаты.
Записав эту лекцию, я подумал; «Может лучше пришить к шапке уши от осла? Белочка прыг, прыг и думает; «Что это там за осёл идёт?» Выглядывает, и тут уж ей не уйти от меткого выстрела охотоведа».
Тема лекции «Ружейный способ добычи лисицы».
- Способ рассчитан на любопытство лисицы. Вы, охотники, надеваете на себя самую заметную одежду, какую только можно найти у себя дома. Конечно, одежда должна быть тёплой. Выходите в поле, где часто появляются лисы, и садитесь посередине на снег. Сидите, не шевелитесь. Сидите час, два, три, четыре — столько, сколько необходимо для появления лисы. Вот она появилась на поле. Лиса мышкует. Прыг, прыг. Вас не видит. Потом заметила, наконец. Остановилась, думает: «Кто это там сидит? Пойду, погляжу». Идёт всё ближе и ближе. Подходит на верный выстрел. Вы вскидываете ружье и стреляете. Главное — не промахнитесь, так как часто охотник замерзает на морозе и не может сделать прицельный выстрел...
Все прочитанные лекции мы, студенты, старались конспектировать полностью. Впереди нас ждали экзамены. Учебников по многим предметам, входящим в курс обучения охотоведению, не существовало, поэтому учились только по своим записям. По ним и сдавали экзамены. Мы понимали, что лекции лекциями, а главное — это практика. Только побывав на практических занятиях, начинали понимать, как необходима теория...
...В начале октября весь наш курс отправился в охотничье хозяйство. Началась практика по технологии добычи диких животных. Предстояло целых две недели охотиться! Лучшего ничего нельзя было придумать.
...Сборы на практику в нашем общежитии начинаются за несколько дней до её начала. Все бегают по охотничьим магазинам, покупают самое необходимое: лыжи, патроны и так далее. Сидят по вечерам, смолят купленные лыжи, подгоняют валенки под крепления. Дел много. Главная задача этой практики — охота на лосей. Многие из нас на таких охотах не бывали. Практических знаний не имеют, только теоретические, полученные на лекциях. Все мы в напряжении.
Вечером ко мне в комнату заходит мой сокурсник:
- Слушай, у тебя лишней телогрейки нет?
У меня только одна. Через час он появляется снова:
- Слушай, у тебя лишних лыж нет?
Отказываю и на этот раз — у меня только одна пара. Проходит ещё какое-то время. Заглядывает в комнату, опять спрашивает:
- Слушай, у тебя лишних валенок нет?
Пожимаю плечами — откуда? Видишь — одни, сижу и их штопаю. Заканчиваю сборы глубокой ночью. Выхожу в коридор общежития перекурить. Сокурсник — навстречу с вопросом:
- Слушай, у тебя ружья с патронами нет? Дай на практику.
Опять отвечаю ему также.
- Ты даёшь! — обижается он и уходит.
Спать ночью не приходится. До рассвета все ходят друг к другу в комнаты. Вопросы, ответы, перекуры. Собранные и сосредоточенные, утром идём от общежития к месту сбора — зданию института. Подходят наши преподаватели — руководители практики. Все собрались. Едем автобусом на железнодорожный вокзал. Далее электропоездом до нужной нам станции около двух часов езды. От станции до базы охотхозяйства идти пешком около четырнадцати километров. Идём друг за другом. Лёгкий морозец обжигает лица. Настроение прекрасное. Впереди нас ждут незабываемые дни на охоте. Про себя повторяю одно слово — практика, практика, практика...
Обедаем уже на базе. Вечером занятия, часа на три. Снова лекция. Задаём резонный по нашему мнению вопрос:
- Когда на охоту? В ответ слышим:
- Завтра. Теперь давайте решим, с каких охот начнём практику. Кричим:
- С лосиных! Свежего мяса хотим попробовать. Столовские хлебные котлеты надоели!
Преподаватели улыбаются:
- Раз так, начнём с лосей. Расклад такой: у нас есть лицензия на отстрел взрослого лося. Она одна. Охотимся до первых выстрелов. А сейчас поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас не перепутает взрослого лося с лосёнком-сеголетком.
Все молчим. Наконец двое неуверенно поднимают свои руки.
- Придется вам объяснить основные отличия. А еще на лекцию не хотели собираться, — с укором говорят наши отцы-учителя. Начинают объяснять, а мы слушаем, затаив дыхание.
- Лось, как вы уже знаете, наиболее крупный представитель млекопитающих России. В средней полосе вес лося в среднем доходит до 300 кг. Массивное, на длинных ногах туловище покрыто густым и довольно грубым волосяным покровом. Окраска тела серовато-белая, причём ноги зверя значительно светлее туловища. Самцы имеют рога. Отстрел лосей производится строго по лицензиям. Научными исследованиями установлено, что выборочный отстрел только взрослых лосей-быков и самок-коров, в конечном итоге может привести к измельчанию и общему ослаблению популяции этих животных. Чтобы не нарушать естественной структуры популяции, целесообразно отстреливать животных всех возрастных и половых групп. Ещё раз подчеркиваем, что лицензия у нас на взрослого лося. Всё равно, кого добудем, самца или самку.
Можно по этой лицензии добыть и телёнка-сеголетка. Нарушения охотничьих правил в этом случае не будет, просто мяса не много, а народу нас вон сколько: преподаватели и целый курс студентов. Поэтому, постарайтесь запомнить, что взрослый лось значительно выше на ногах и массивнее телом лося-сеголетка. Шея взрослого лося короткая и мускулистая, особенно у быков, которые сейчас ещё с рогами. Самки, конечно, ниже самцов на ногах и менее массивны, а телята, как вы понимаете, ещё мельче. У взрослых лосей под горлом нарост, то есть «серьга». Опять же, у быков она больше, у самок меньше, и у телят-сеголетков практически не видна. Что ещё сказать об отличиях? Вы можете, например, отличить жеребёнка от лошади? Так и у лосей. Теперь понятно, как отличить взрослого лося от сеголетка?
Дружно отвечаем на поставленный вопрос:
- Понятно. А вы отличить сможете?
- За нас не волнуйтесь, мы — профессионалы, не как вы — дилетанты в охоте.
Удовлетворённые ответом, мы отправились ужинать и отдыхать. Перед сном ещё долго обсуждали признаки отличия лосей взрослых и молодых. После долгих споров приходим к выводу: отличить одного зверя от другого можно только когда они рядом.
С рассветом собираемся на охоту. Завтракаем на кухне. Преподавателей нет. Они пришли только к концу завтрака. Пили чай. Ожидая их, собираемся на улице в одну шеренгу, с ружьями на плечах. Стоим, слушаем правила техники безопасности на облавных охотах. Подходим к старшему команды и расписываемся в листке безопасности. На охоте всякое может случиться. Наконец, идем по дороге к лесу.
До условленного места, куда должны были выйти егеря охотхозяйства и кое-кто из студентов, посланные обрезать лосей и выяснить, где они находятся, чтобы сразу сделать удачный загон, идем довольно долго. Остановились на пересечении двух просек. Никого нет. Егеря и помогающие студенты появляются только минут через сорок. Пришли сосредоточенные, стали на снегу рисовать план будущего загона. Рассказали, что лосей в загоне несколько. Весь снег истоптан. Сколько конкретно голов внутри загона непонятно, а ясно одно: лоси здесь и сейчас будет загон.
Обсуждение закончилось. Нам ещё раз объяснили, что в загоне будут и взрослые лоси, и телята. Стрелять можно только по взрослому лосю. Егеря охотхозяйства идут в загон, а преподаватели и мы, студенты, на номера. Разговаривая между собой шёпотом, расходимся каждый на свой номер. Идем цепочкой, друг за другом. Следим за старшим команды: он машет рукой, показывая охотнику его номер. Встаём по очереди, маскируясь и утаптывая снег. Каждый стрелок выбирает свой сектор обстрела, показываясь соседнему номеру, чтобы стрелки видели, кто, где стоит. Стоя на номере, заряжаем ружья и замираем. Ждём начала загона.
Стоять приходится долго. Кажется, проходит вечность. Мороз, холодно. Идёшь — жарко, постоял немного — начинаешь замерзать. Я на такой охоте впервые. Знобит не только от холода, но и от общего волнения. Прислушиваюсь. Где-то далеко, в глубине леса, слышатся голоса. Снова и снова, ближе и ближе. Это кричат загонщики. Сжимаю удобнее ружьё. Лоси могут показаться в любую минуту. Так нам рассказывали на лекциях. Волнуюсь. Голоса слышны всё отчетливее. Залаяла собака. Мне становится жарко, словно прошел по снегу несколько километров. Собака замолкает. Понимаю — звери пошли. Только на какой номер? На кого из нас?
Снова лает собака недалеко от стрелковой линии. Там должны стоять наши учителя. Им везет. Они здесь охотятся из года в год и знают звериные переходы. Выстрелы! Теперь, если даже лоси выйдут на меня, стрелять нельзя: охота сегодня до первых выстрелов, а они уже были. Опускаю ружье, ставлю на предохранитель. С номера уходить нельзя, таковы правила облавной охоты. Стою ещё с час. Никто за мной не идёт. Топчусь на месте, мне холодно. Не выдерживаю, курю и иду к соседу. Он тоже курит и топчется. Так потихоньку, по одному, снова друг за другом начинаем двигаться в сторону выстрелов. Интересно, что там произошло?
Подходим, вслушиваясь в разговор. Учителя стоят вокруг убитого одним из них лося. Егеря тоже там. Когда только успели? Окружаем стоящих охотников и лося на снегу. Лица у всех немного озабоченные. Смотрю на зверя. Небольшой, до 300 кг общего веса ой как далеко. Здесь чистого мяса, дай Бог, килограммов 40 будет, не больше. Вспоминаю лекции. Точно! Убит теленок-сеголеток! Студенты молчат и смотрят друг на друга и преподавателей с лёгким недоумением во взгляде. Не выдерживаем и начинаем смеяться. Спрашиваем:
- Как же так? Учили, учили, и вот вам трофей. Ну, вы,профессионалы, даёте!
Старший смущённо смотрит на нас и говорит:
- Ребята, чёрт его разберёт. Не знаю, как и получилось. Собака, видно, лосиху в сторону угнала, я её не видел. Тут он идет, сеголеток. А кто сможет отличить в лесу — телёнок это или корова? Если бы шли вместе, тогда другое дело. Сейчас шкуру снимем, и зверя за один раз съедим. Как раз жареного мяса на каждого по килограмму получится...
Теперь вместе с нами смеются и учителя. Охота удачная, настроение у всех отличное. Что ещё нам нужно? Мне понятно только одно — практика намного интереснее теории!