Александр Рашковский - Диалог учёных: Переписка Е.Д. Петряева и Л.И. Красовского (Часть 13)
Из письма Л.И. Красовского от 25 декабря 1983 года.
«В минувшую пятницу были на выставке рукописей и книг М.И. Чуванова и иже с ним. Пятьдесят лет не бывали в этом зале, который узнала по колоннам и росписям. Ни привычных столов, ни былой тесноты и сутолоки, ни запаха табака и грязи – ничего не пощадило время, справедливо перечеркнув все ненужное.
Из письма Л.И. Красовского от 19 января 1984 года.
«Об общественной должности Чарльза Дарвина – его приходе – я знал давно от А. Введенского, который всегда, упоминая о нем, говорил: «Староста церкви в Доуне и автор «Происхождения видов».
К.А. Тимирязев был у Дарвина. И, значит, все видел. Был слух в ВИНИТИ, будто сам К.А. Тимирязев «за казенные деньги изгонявший Бога из науки», то ли искал, то ли занимал место одного из многочисленных московских ктиторов, что считалось очень престижным для тогдашних университетских профессоров. Частичка этого быта уцелела до моего времени, и мне посчастливилось заглянуть туда через моего руководителя диссертации старика Льва Мелхиседековича Кречетовича, профессора МГУ с допотопных лет и члена-корреспондента Академии педагогических наук. В 1947 году я приехал на Пасху и пришел к Мелхиседеку на его университетскую квартиру в Ботаническом корпусе МГУ. У него была жена, Елена Федоровна, кажется из семьи Корша, и глуповатая прислуга. Икон у них хватило бы на деревенскую часовню. Как всегда встретили меня радушно, только Елена Федоровна попеняла: «Жаль опоздали. Четверть часа назад ушел Зелинский.
Приходил христосоваться». Не успел я похристосоваться с академиком Зелинским, крупнейшим химиком тогдашнего мира.
О религиозности С.И. Огнева, профессора зоологии МГУ, автора монографии «Звери СССР» и его отца, профессора-медика, мне рассказывал П.Б. Юргенсон.
По лагерным рассказам московского агронома И.Ф. Ромашковича, очень религиозным был его учитель, известный агрохимик, академик Д.Н. Прянишников. Сам Иван Федорович был холоден к религии и с недоумением говорил об иконах и лампадах в доме Прянишникова.
Чехов же писал, что в Москве передовая наука прекрасно уживается с набожностью профессоров.
Из письма Л.И. Красовского от 17 февраля 1984 года.
Из письма Л.И. Красовского от 30 октября 1984 года.
Из письма Л.И. Красовского от 14 ноября 1984 года.
Из письма Л.И. Красовского от 22 февраля 1985 года.
Из письма Л.И. Красовского от 12 июня 1985 года.
Из материалов статьи Л.И. Красовского и В.А. Чащухина «О пушнине Коми края в ресурсах Древней Руси» от 22 августа 1985 года.
Из письма Л.И. Красовского от 27 августа 1985 года.
Из письма Л.И. Красовского от 13 декабря 1985 года.
«Вчера был в Донском монастыре. Поехал туда наугад и не ошибся. Служат в нижнем храме Покровского собора, верхний храм которого посвящен Семи Вселенским Соборам. Икон немного, но все одного старого письма. Около алтаря, с северной стороны, была могила Н.В. Гоголя и там же А.С. Хомякова. Прах Гоголя в 1933 году перенесли на Новодевичье кладбище.
Главный храм – Троицкий собор – снаружи отремонтирован великолепно, как и Покровский собор. Заканчивается внутренняя отделка. Вчера повесили и зажгли главное паникадило. Храм построен в 1830-1833 годах по проекту Бовэ. Он грандиозен и великолепен. Обедал там же, под Троицким собором. Дали постный суп с картошкой и рыбную котлету с рисом. Стоимость обеда – 50 коп. Суп подают в кастрюле. Есть его можно по размерам аппетита.
Из письма Л.И. Красовского от 22 декабря 1985 года.
«Медведский бор со степняками хорошо известен кировским ботаникам. Статья А. Соловьева как всегда интересна. Догадки о происхождении степных колоний в глубине лесной зоны обсуждаются в науке уже около ста лет. Реликтовая теория, которую автор изложил в статье, высказана Д.И. Литвиновым в 80-х годах прошлого века. Есть и другая, менее романтичная, но более реалистичная. За нее воевали В.И. Талиев и знаменитый В.Р. Вильямс. Это заносная теория. Она кажется мне более надежной.
Из письма Е.Д. Петряева от 17 марта 1986 года.
«Сенсацией для меня стали находки из библиотеки Александра – первого вятского епископа. Раньше его считали едва грамотным. 36 книг он потом (в 1674 году) вложил в Николо-Коряжемский монастырь, где и умер. 27 книг было рукописных, много лексиконов, грамматики и другой филологии. Одна из книг – список Амартола – обнаружена в библиотеке Эрмитажа. Пытаюсь проследить путь библиотеки епископа.
Из письма Л.И. Красовского от 22 мая 1986 года.
Из письма Л.И. Красовского от 26 июля 1986 года.
«Семен Израилевич Липкин украсил мою больничную жизнь интересными и бесконечными рассказами на литературные темы. Знания у него огромные, говорит он очень просто и содержательно. Много нового рассказал об эмигрантской литературе, об Иване Тхоржевском («Легкой жизни я просил у Бога»). Ему принадлежит лучший в мире перевод Омара Хайяма, которого переводил и сам Липкин. Удивило меня его глубокое уважение к христианству. Он осуждал В.Г. Белинского за его знаменитое «Письмо к Гоголю», за то, что тот не увидел роста Гоголя как христианина. И ведь это мнение культурнейшего человека, знатока литературы и, к тому же, еврея.
Я лег на кровать, которую передо мной занимал писатель О.В. Волков. Я успел увидеть его. Ему 86 лет, но он прямой, с широкими плечами и красивым лицом. Волков учился вместе с писателем Владимиром Набоковым. С детских лет разговаривает на трех европейских языках. В 20-х годах работал во французском посольстве в Москве, а потом отсидел 27 лет.
Из письма Л.И. Красовского от 23 сентября 1986 года.
«Тысячи и тысячи заядлых атеистов, как бабы, верят в йогу – мистику буддийской религии, верят в Прану, в каналы космической энергии для рефлексотерапии, в ауру и любую другую чепуху, но обязательно экзотическую.
Из письма Л.И. Красовского от 5 декабря 1986 года.